Александр ЗАЦЕПИН: для композитора большое счастье, когда его не забывают

Композитор Александр Зацепин — личность без преувеличения легендарная. Он подарил свои песни и музыку сотням кинокартин, среди которых "Земля Санникова", "Женщина, которая поет", "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука", "Двенадцать стульев", "Иван Васильевич меняет профессию". Его песни стали хитами, пережившими свое время. Сегодня, по его собственным словам, он отдыхает в Париже, а работает в Москве.

— Александр Сергеевич, почему вы все-таки уехали из России? И почему именно во Францию?

— Во Францию в первый раз я попал благодаря своей французской жене Женевьев. Поженились мы в Москве, но она, не захотев жить в России, увезла меня к себе на родину. Гражданство я не менял. Спустя какое-то время мы развелись, и я вернулся обратно в Москву. Когда уже можно было свободно перемещаться, я уехал к дочери и внукам, которые эмигрировали во Францию. Они живут недалеко от Парижа. Я снова женился и жил долгое время с женой в Париже, купив в пригороде небольшой дом. Когда жена умерла, мне не хотелось оставаться одному, сильно переживал ее смерть и свое одиночество. Поэтому перебрался к дочери и зятю, с ними мне комфортнее. А в Москве мне тоже оставаться смысла не было. Родных не осталось, одному без дочери и внуков не хотелось жить в столице. Но по работе я часто прилетаю в Москву и Санкт-Петербург, живу на два дома.

— В Париже вы пишите музыку?

— Раньше я много работал на заказ для французов, писал симфонии, делал аранжировки. В Париже в свое время даже написал музыку для рекламного ролика, который снимал режиссер Андрей Кончаловский. Создавал музыку к музыкальным спектаклям, которые шли по всей Франции. Сейчас работаю с французскими заказчиками, иногда выступаю на благотворительных концертах, но по большей части пишу музыку для России. Недавно закончил работать над детским мюзиклом, который называется "Тайна третьей планеты". Это всем известная история Алисы Селезневой, полетевшей за животными для московского зоопарка на другую планету. Все наверняка помнят мультфильм по книге Кира Булычева. Премьера мюзикла намечена на сентябрь.

— Много наших музыкантов в свое время отправилось в Америку, например, Шуфутинский, Успенская, Мулерман. У вас была возможность уехать и попробовать там свои силы?

— В Америку я ездил несколько раз. В середине 70-х годов нас выпустили в США от Союза кинематографистов. Помню, как перед отъездом в Доме кино нас подробно инструктировали, что можно делать, а чего нельзя. В Америке я познакомился с одним продюсером, он пригласил меня на студию в Голливуд. Я взял с собой диски с песнями Валерия Ободзинского и Аллы Пугачевой. Ему понравилась моя музыка, и он захотел заключить со мной контракт. Мы заключили контракт, чему мои американские друзья были крайне удивлены. Они сказали, что таких контрактов люди всю жизнь ждут, а тут все с первого раза. Мне предложили остаться. Но как я мог остаться? В Союзе у меня были жена и дочь. У меня даже мысли не возникало их бросить и жить на Западе.

Честно говоря, выпускали меня с большими сложностями. Сейчас это смешно звучит, но тогда перед поездкой нужно было рассказать о последнем съезде партии и прочее, о чем я понятия не имел. Я никогда не был коммунистом, я не собирался делать партийную карьеру, меня интересовала только музыка. Вся эта бюрократия мне порядком осточертела, в советские времена в работу постоянно вмешивались то Союз композиторов, то Союз писателей, то комсомол, то партия. А бывало вообще делали замечания посторонние и некомпетентные люди, к советам которых рекомендовалось прислушаться. Тем не менее я не планировал оставаться на Западе и подводить людей.

Американский продюсер согласился, чтобы я писал для него музыку в Москве, дома у меня стояла приличная профессиональная студия. Мы договорились, что мне будут присылать видеокассеты с фильмами, для которых над сочинять музыку. По контракту я должен был писать музыку к двум фильмам в год. Американцы обещали заплатить за это хорошие гонорары и дать полную свободу творчества. Вернулся в Советский Союз и тут такое началось! Меня три года не выпускали вообще никуда и не давали работать. В конце концов американский продюсер плюнул и решил не подавать на меня в суд. А по суду с меня полагалось взять неустойку за нарушение контракта. Он разочаровался во мне и обратился к другому композитору, который уже жил в Америке.

— А когда появилась возможность свободно ездить, вы не решились повторить успех?

— Когда уже можно было ездить без проблем, мне было за пятьдесят лет. Я два раза летал в Америку, пытался найти этого продюсера, но безуспешно. Надо было оставаться, когда предлагали. Как поется в одной известной песне: "Есть только миг, за него и держись…" Оставаться одному и начинать все с нуля было нереально. Слишком мало времени для раскрутки. Нужно искать агентов, доказывать, что ты лучший. Времени на то, чтобы ловить случай и ждать, когда тебе повезет, не так много.

Ведь у нас тоже не все так просто. В России всегда было много талантливых и способных музыкантов и каждый искал работу, хорошие заказы; конкуренция между ними была всегда. В Америке композиторов еще больше и все такие же талантливые и конкурентоспособные. Если бы у меня было в запасе хотя бы лет десять, может быть и рискнул. В США поначалу надо было решать свои жилищно-бытовые проблемы, на что-то нужно было существовать первоначально, а таких средств у меня не было. Друзья мне предложили помощь, нашли работу таксистом. Но разве это можно совместить с музыкой? Для меня это неприемлемо, хватило того, что во Франции в кризисные времена подрабатывал игрой в ресторане. Все это отнимало кучу времени и сил, отвлекало от творчества.

— С Леонидом Дербеневым вы написали более ста песен, которые почти все стали хитами. Почему после смерти поэта вы не пробовали сотрудничать с кем-то еще?

— С Дербеневым у меня был настоящий творческий союз. Было написано много интересных композиций для Аллы Пугачевой, с которыми она успешно выступала в России и за рубежом. Мы сочинили песни ко многим фильмам режиссера Леонида Гайдая, радует, что их исполняют до сих пор. Когда не стало Дербенева, я пытался работать с Ларисой Рубальской, но мы не совпали по технологии. Она не могла написать стихи на музыку, а я не мог написать музыку на стихи — мне нужна тема. И хоть с Дербеневым мы иногда ссорились, в творчестве мы совпадали идеально, а больше судьба не посылала мне таких подарков.

— Александр Сергеевич, вашу музыку можно услышать в качестве рингтонов на телефонах. Как вы к этому относитесь? И нравятся ли вам, как молодые певцы исполняют ваши песни?

— Я иногда слышу в метро свои мелодии. Мне приятно, не буду скрывать. Хотя, конечно, в других странах за использования авторской музыки полагаются отчисления. В советское время отчислялись авторские гонорары композитору и поэту за исполнение, сейчас про авторов как-то стали забывать. Интересно слышать, когда молодые современные певцы поют мои произведения, но хотелось, чтобы они придумывали свое индивидуальное исполнение, находили свой стиль, а не копировали уже кем-то спетые песни. Вот это было бы интересно. Моим идеалом всегда являлся композитор Исаак Дунаевский, он был прекрасным мелодистом. Изумительные песни были у композитора Матвея Блантера. Жаль, что песня имеет короткую жизнь, а многих композиторов советских времен забыли. И это, наверное, закономерно, потому что у молодежи другой вкус, другой ракурс. Но мне кажется, что если песня не ширпотреб, а классика, то она имеет все шансы передаться из поколения в поколение. Стоит лишь исполнить ее в современном стиле и в интересной аранжировке, как приходит новая жизнь. Для композитора большое счастье, когда его не забывают.

— Александр Сергеевич, смеем вас уверить, что ваши песни будут петь очень многие поколения.

— Что ж, проверим через сорок лет…

Автор Анжела Якубовская
Анжела Якубовская — журналист, сценарист, корреспондент, автор Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *