Бари АЛИБАСОВ: "Шоу-бизнес создал жадный Бах, Интернет — обрушил"

Бари АЛИБАСОВ: "С музыкой мы потеряли нашу национальную идентичность"

Музыка является основой национальной идентичности. Правду говорят пословицы: "Кто играет джаз — тот Родину продаст"; "Под чью дудку танцуете…". Сталин знал, что говорил. Так и получилось. С помощью музыки можно менять национальную идентичность. Мы стали слушать американский джаз, рок-н-ролл и уже не имеем своей национальной музыкальной фактуры и базы. Все общественные и культурные процессы в определенной степени управляемы. Об этом генеральному директору "Правды.Ру" Инне Новиковой рассказал создатель и продюсер группы "На-На", заслуженный артист России Бари Алибасов.

— В связи с предстоящим юбилеем группы "На-На" у вас запланировано большое турне по США. Будете выступать перед нашими людьми?

— Конечно, русские придут. Американцы что ли будут слушать российских певцов?

— Что они от вас ждут и что вы от них ждете?

— Дело в том, что у нас с Америкой особые отношения, каких нет ни у одного из российских исполнителей. Группа "На-На" два года работала с основателем американской музыкальной индустрии Диком Кларком. Это имя в Америке знает каждый человек. Главную премию страны в области музыки American Music Awards (AMA) вручает Дик Кларк. Премия в области кино "Золотой глобус" — это тоже Дик Кларк. "Мисс Мира" проводит "Дик Кларк Продакшн". Около 30-40 телевизионных программ, которые идут системно (многие уже на протяжении 50 лет) создаются компанией "Дик Кларк Продакшн". Поэтому его все знают. Как человек это такая смесь Малахова с Познером. Или Ургант и Познер — это тоже будет Дик Кларк.

И вот Дик Кларк, увидев группу "На-На", сказал, что он сделает очередную и последнюю революцию в своей жизни, взявшись за продвижение и воспитание группы "На-На" на американском рынке. Получилось так, что группа "На-На" перешла под крыло Дика Кларка в 1999 году.

А уже в 2002-м впервые появился бесплатный студенческий файлообменник Napster, где студенты обменивались шпаргалками. Заодно стали обмениваться музыкой. Вот появление первого бесплатного файлообменника в Интернете и обрушило мировую музыкальную индустрию за три месяца. В 99-м году оборот индустрии составлял один триллион долларов. В 2002 году, когда появился Napster, вся музыкальная индустрия за два-три месяца рухнула.

Она существовала более 400 лет. Сделать музыку индустрией придумал очень жадный композитор и лайбах, клавишник по имени Иоганн Себастьян Бах. Шоу-бизнес — это когда вы играете, люди покупают билеты, смотрят на вас, как вы играете, поете, танцуете… А как только вы продаете музыку — это уже музыкальная индустрия. Она существовала за счет продажи носителей.

— А какие при Бахе были носители — орган?

— При Бахе — очень простые. Бах мотался по церквям, везде играл сам.

— То есть он сам был носителем?

— Сам, а потом придумал такую фишку: он не играет, а продает ноты. Он нанял человека, который переписывал его произведения, чтобы органисты в других церквях могли по этим нотам играть его музыку. Вот так Бах и создал музыкальную индустрию. Потому что продавалось уже не исполнение, как это принято в шоу-бизнесе, а произведение, музыка. Все это 400 лет существовало, а рухнуло за три месяца в 2002 году, когда появился бесплатный файлообменник в Интернете.

— Возможно ли вообще навести финансовый порядок в такой сфере? Антипиратские законы, авторские права — это, наверное, вечные вопросы, и порядка все равно никогда не будет…

— Нет, американцы навели порядок. Они за два года приняли достаточно большое количество законов, которые регулируют взаимоотношения и обмен музыкой в Интернете.

— А у нас?

— Конечно, происходит то же самое, но это совсем не те деньги. И у нас все-таки еще несовершенное законодательство в области авторского права. Его пытаются совершенствовать, но у нас всего два или три закона, которые регулируют взаимоотношения в области музыки. А в Америке таких законов сотни.

Власти не понимают, что музыка — это основа национальной идентичности. Есть много пословиц, подтверждающих эту идею. Скажем, "Кто играет джаз — тот Родину продаст"; "Под чью дудку танцуете…". Сталин знал, что говорил. Так и получилось. С помощью музыки можно менять национальную идентичность. Вот мы стали в советское время слушать американский джаз, рок-н-ролл и так далее — и сегодня уже не имеем своей национальной музыкальной фактуры и базы.

Музыка очень точно отражает вашу национальную принадлежность. Костюм — нет, внешность тоже можно сделать. Можно одним гримом сделать из европейки китаянку или цыганку. Мы можем изменить внешность, костюм или язык. Но наше музыкальное пристрастие остается у нас внутри, практически не меняется, после того как закончился рост, созревание. Где-то к 20-30 годам вы уже сформировались с вашими музыкальными вкусами. Поэтому музыка — основа национальной идентичности.

Российская музыка — это минорно-мажорный лад. А европейская больше склонна к мажорному ладу. Российская мелодика основана на минорном ладе, а европейская — на мажорном. У американцев — шестая ступень низкая. Музыка сегодня остается единственным фактором, очень точно формирующим национальную идентичность. Мы сегодня превратились в народ, который утратил собственную музыкальную идентичность, потому что мы уходим от своего минорного лада.

В свое время европейцы попали под влияние рок-н-ролла. Целый ряд законодательных мер был предпринят в Италии, Франции, Англии и других странах, для того чтобы сохранить национальную музыку. Сегодня европейцы уже создают свою музыкальную культуру, которая проникает и к нам. Американцы — то же самое. В прошлом году вышел фильм о конфликте Элвиса Пресли с тогдашним президентом. Элвис предупреждал президента, как важно не допустить англичан на американский музыкальный рынок. Началось все с Beatles, и американцы потеряли свою собственную музыкальную идентичность, свою собственную музыкальную индустрию и рынок.

— Барри Каримович, а можно вообще продвижение какой-то музыки остановить?

— Конечно, очень просто. Хотя бы так, как это делали в СССР и в Америке. Но гораздо правильнее — развивать собственную музыкальную индустрию и с детства прививать вкус к собственной музыкальной культуре. И надо ставить законодательные барьеры, как это позже сделали американцы и все-таки вытурили англичан со своего рынка. И потом у них появился Майкл Джексон.

Очень важно, какие цели и задачи ставит нация перед собой. Вот сейчас "На-На" выпустила очень большой альбом остро модной клубной музыки. Некоторым кажется, что идиот Алибасов пристраивается. Нет, просто происходят процессы, которые необходимо знать и в которых необходимо участвовать — не потому, что хочется заработать или быть первым, а потому, что эти процессы объективные, их нельзя обойти. В то же время все общественные и культурные процессы, которые происходят внутри человечества на этой планете, в определенной степени управляемы.

Беседовала Инна Новикова

К публикации подготовил Юрий Кондратьев

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *