Российские баянисты взяли "серебро"

Как музыкальный инструмент баян сегодня далеко не на пике популярности в России. И многие ценители русской народной музыки всерьез опасаются за его судьбу. Но вот трое баянистов из Магнитогорска, ставшие лауреатами международного конкурса в Хорватии, доказали: баян в России жив и процветает.

Трио баянистов "Контраст" оказались единственными представителями от России среди ансамблей на 63-м Международном конкурсе "Кубок мира", проходившем в хорватском городе Вараждин. Своей игрой магнитогорцы произвели неотразимое впечатление на жюри и получили Серебряный кубок мира. Золото же досталось Франции.

Конечно, три баяниста со всей России — это очень мало. Ведь совсем недавно баян занимал видное место в ряду популярных музыкальных инструментов и баянисты были вполне успешными и востребованными музыкантами. К слову, и сегодня участники известных ансамблей народной музыки не сидят без дела и денег, но все же широкий интерес к баяну уже в прошлом, сегодня он далеко не так популярен, как это было еще тридцать-сорок лет назад.

Однако в последнее время на эстраде стали появляться солисты и коллективы, которые исполняют музыкальные номера на баяне и пользуются большим успехом. Что же касается Хорватии, для которой баян тоже традиционный инструмент, то здесь он все еще очень любим и популярен. Не зря именно в Хорватии проходил Международный конкурс "Кубок мира", где блеснули наши магнитогорцы.

В состав "Контраста" входят выпускники Магнитогорской государственной консерватории (кафедра народных инструментов): Динар Ибрагимов, Ильяс Галимзянов, Евгений Гайнуллов. Художественный руководитель ансамбля — профессор Евгений Мушкин. "Контраст" — коллектив премированный, неоднократный призер международных конкурсов: Cita di Castelfidardo в Италии, "Оренбургская мозаика", Кубок Фридриха Липса в Челябинске, "Татар моны" в Казани и других. На конкурсе в Хорватии магнитогорцы обошли более 300 музыкантов и коллективов со всего мира.

Читайте также: Самая крошечная матрешка в мире

Вообще, баян из народного инструмента постепенно превращается в инструмент для избранных ценителей музыки. Если раньше на нем играли простые, подчас не очень грамотные люди, то сегодня его чаще увидишь в руках выпускников музыкальных училищ. По массовости же баян давно уступил место гитаре.

Фото: AP

Ближайшая родственница баяна, гармонь, сегодня в еще большем упадке. Баян хотя бы "пригрели" в музыкальных учебных заведениях. Гармонь же, как инструмент исключительно народный, переживает трудные времена. Раньше, лет пятнадцать назад, невозможно было представить ни одной деревни без гармониста и ни одной деревенской свадьбы без гармошки.

Даже технология изготовления современных гармоник сильно изменилась — вместо дерева при изготовлении инструмента используются современные материалы, которые влияют на качество звука. Ценители гармошки утверждают, что у новых, сделанных не по старинке инструментов, звук совсем не тот.

Баяну повезло — ему новые технологии только на пользу. Современный баян оснащен пяти- или трехрядной правой клавиатурой, иногда с регистрами-переключателями и готово-выборной пяти- или шестирядной левой. На таком инструменте можно играть сложные мелодии, как классические, так и современные. Существуют двух-, трех-, четырех- и пятиголосные баяны.

Впервые слово "баян" появилось на афишах приблизительно в 1891 году. До этого времени все музыкальные инструменты такого типа назывались гармониками. Официальное название "баян" в 1907 году было "присвоено" инструменту, созданному русским мастером — конструктором Петром Стерлиговым. Стерлигов и гармонист Яков Федорович Орланский-Титаренко, который осваивал изобретение, назвали гармонь нового типа в честь вещего Бояна — героя русского былинного эпоса.

Несомненно, участие в международных конкурсах наших баянистов, а уж тем более победа в них, будет способствовать популяризации в России этого замечательного музыкального инструмента.

Читайте самое интересное в разделе "Культура"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Комментарии
Кравчук — о причинах конфликта России и Украины: "объятия, которые душат"
Олег АНДРЕЕВ — о псевдоценностях Запада и истинных сокровищах России
Мировой терроризм не обойдет Россию
Названы семь самых неоправданно дорогих продуктов питания
В Москве вместо детского паззла в посылке нашли 30 килограммов наркотиков
Макрон: принимать мигрантов — дело чести
Путин поставил вопрос о конкурентоспособности российских портов
Дмитрий ЛИНТЕР — о том, зачем Эстония привечает радикальных украинских нацистов
Следственный комитет предъявил Серебренникову обвинение
Аналог Царскосельского лицея для одаренных детей появится в Ленинградской области
Потерю Крыма Украина оценила почти в три триллиона рублей
Командование эсминца "Фицджеральд" осталось без работы из-за "потери доверия"
Ту-160 "Белый Лебедь"
Москвич откусил ухо дворнику Махмуду за жену с собачкой
Порошенко снова обещает предложить перемирие в Донабассе
Потерю Крыма Украина оценила почти в три триллиона рублей
Потерю Крыма Украина оценила почти в три триллиона рублей
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Ющенко: Донбасс всегда был "ватным"
Пожар в Ростове: причины, условия и последствия — Максим ВИНТЕР