Российские баянисты взяли "серебро"

Как музыкальный инструмент баян сегодня далеко не на пике популярности в России. И многие ценители русской народной музыки всерьез опасаются за его судьбу. Но вот трое баянистов из Магнитогорска, ставшие лауреатами международного конкурса в Хорватии, доказали: баян в России жив и процветает.

Трио баянистов "Контраст" оказались единственными представителями от России среди ансамблей на 63-м Международном конкурсе "Кубок мира", проходившем в хорватском городе Вараждин. Своей игрой магнитогорцы произвели неотразимое впечатление на жюри и получили Серебряный кубок мира. Золото же досталось Франции.

Конечно, три баяниста со всей России — это очень мало. Ведь совсем недавно баян занимал видное место в ряду популярных музыкальных инструментов и баянисты были вполне успешными и востребованными музыкантами. К слову, и сегодня участники известных ансамблей народной музыки не сидят без дела и денег, но все же широкий интерес к баяну уже в прошлом, сегодня он далеко не так популярен, как это было еще тридцать-сорок лет назад.

Однако в последнее время на эстраде стали появляться солисты и коллективы, которые исполняют музыкальные номера на баяне и пользуются большим успехом. Что же касается Хорватии, для которой баян тоже традиционный инструмент, то здесь он все еще очень любим и популярен. Не зря именно в Хорватии проходил Международный конкурс "Кубок мира", где блеснули наши магнитогорцы.

В состав "Контраста" входят выпускники Магнитогорской государственной консерватории (кафедра народных инструментов): Динар Ибрагимов, Ильяс Галимзянов, Евгений Гайнуллов. Художественный руководитель ансамбля — профессор Евгений Мушкин. "Контраст" — коллектив премированный, неоднократный призер международных конкурсов: Cita di Castelfidardo в Италии, "Оренбургская мозаика", Кубок Фридриха Липса в Челябинске, "Татар моны" в Казани и других. На конкурсе в Хорватии магнитогорцы обошли более 300 музыкантов и коллективов со всего мира.

Вообще, баян из народного инструмента постепенно превращается в инструмент для избранных ценителей музыки. Если раньше на нем играли простые, подчас не очень грамотные люди, то сегодня его чаще увидишь в руках выпускников музыкальных училищ. По массовости же баян давно уступил место гитаре.

Ближайшая родственница баяна, гармонь, сегодня в еще большем упадке. Баян хотя бы "пригрели" в музыкальных учебных заведениях. Гармонь же, как инструмент исключительно народный, переживает трудные времена. Раньше, лет пятнадцать назад, невозможно было представить ни одной деревни без гармониста и ни одной деревенской свадьбы без гармошки.

Даже технология изготовления современных гармоник сильно изменилась — вместо дерева при изготовлении инструмента используются современные материалы, которые влияют на качество звука. Ценители гармошки утверждают, что у новых, сделанных не по старинке инструментов, звук совсем не тот.

Баяну повезло — ему новые технологии только на пользу. Современный баян оснащен пяти- или трехрядной правой клавиатурой, иногда с регистрами-переключателями и готово-выборной пяти- или шестирядной левой. На таком инструменте можно играть сложные мелодии, как классические, так и современные. Существуют двух-, трех-, четырех- и пятиголосные баяны.

Впервые слово "баян" появилось на афишах приблизительно в 1891 году. До этого времени все музыкальные инструменты такого типа назывались гармониками. Официальное название "баян" в 1907 году было "присвоено" инструменту, созданному русским мастером — конструктором Петром Стерлиговым. Стерлигов и гармонист Яков Федорович Орланский-Титаренко, который осваивал изобретение, назвали гармонь нового типа в честь вещего Бояна — героя русского былинного эпоса.

Несомненно, участие в международных конкурсах наших баянистов, а уж тем более победа в них, будет способствовать популяризации в России этого замечательного музыкального инструмента.

Автор Анастасия Рогова
Анастасия Рогова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить