Есенин — самый популярный российский автор?

Сергей Есенин: "Если не был бы я поэтом…"

 

21 сентября исполнился 121 год великому русскому поэту Сергею Есенину. С его именем связана линия народной, "мужицкой" поэзии, созвучной степному раздолью русский природы, невероятно музыкальной. Песни на слова Есенина исполняют представители самых разных стилей, от бардов до рокеров. Читайте в Pravda.Ru о творчестве и нелегком пути поэта.

Сергей Есенин умер при загадочных обстоятельствах. 28 декабря 1925 года его тело было найдено в ленинградской гостинице "Англетер". Со смертью его прервалась русская национальная поэтическая линия, шедшая от мастеров Алексея Кольцова, Ивана Никитина и Ивана Сурикова (написавшего "Тонкая рябина" и "Степь, да степь кругом»).

Завершилась она не только из-за ухода поэта. Вместе с исчезновением крестьянства исчезла и настоящая "мужицкая" поэзия. Будущее было за "городскими" поэтами, и они не преминули появиться. Талантливые и гениальные, они вели разговор иначе, нежели деревенские. Их поэтические герои не знали степных раздолий среднерусской полосы и изъяснялись на языке городских улиц и коммуналок. Малая родина Есенина - село Константиново - это не Рязань и не Москва. Хотя есть у поэта городской цикл "Москва кабацкая".

Писатель Варлам Шаламов, прошедший круги ада советских лагерей, отмечал, что "всего через три года после смерти поэта популярность его в блатных кругах была очень велика". "Это был единственный поэт, "принятый" и "освященный" блатными, которые вовсе не жалуют стихов. "Сыпь, гармоника", "Снова пьют здесь, дерутся и плачут" - с ними знаком каждый грамотный блатарь. "Письмо матери" известно очень хорошо", - написал Шаламов в "Очерках преступного мира ".

"Все живое особой метой

Отмечается с ранних пор.

Если не был бы я поэтом,

То, наверно, был мошенник и вор".

"Настроение, отношение, тон целого ряда стихотворений Есенина близки блатному миру", - подмечает Шаламов. Возможно, он им близок своей сентиментальностью и любовью к животным. Самые простые стихотворения из "Москвы кабацкой" воспринимаются ими "как ощущение, синхронное их душе, их подземному быту".

Читайте также: Есенин: любимец царской семьи и советской власти

Фото: AP

Однако не стоит слишком буквально проецировать есенинские поэтические образы на его реальную жизнь. Летом 1926 года Всероссийский союз писателей организовал поездку на родину Сергея Есенина, в село Константиново, чтобы увидеть места, которые с детства рождали поэзию в его душе. К удивлению членов делегации, они увидели захолустное село с обычной неброской природой средней полосы.

Воспетого клена у родительского дома не оказалось - вместо него стояли четыре молодых тополя; ни камня, ни белой горы тоже никто не увидел. Буданцев писал в недоумении: "Во всех четырех томах сочинений Есенина Ока не упомянута, кажется, ни разу, а между тем она - хозяйка пейзажа его родного села Константинова..."

Это лишний раз подтверждает, что факты биографии не нужно путать с литературным творчеством. Так что не будем обсуждать факты жизни и особенно смерти поэта в отрыве от того, что составляло сущность его художественного гения - любви к родине и борьбы за нее.

"Нет более русского поэта, чем Сергей Есенин. Как часто мы повторяем фразу "себе любимому", забывая, что это крылатое выражение подарил нам этот гениальный поэт. По делу и без дела мы цитируем многие его строчки: "Жизнь моя, иль ты приснилась мне", "Не жалею, не зову, не плачу", "Все пройдет, как с белых яблонь дым", "Как рощу в сентябрь, осыпает мозги алкоголь" и многие другие. Исторический факт. К 200-летию со дня рождения Пушкина людей на улице просили назвать три самые запомнившиеся строчки поэта. С большим отрывом победила "Ты жива еще, моя старушка", которая принадлежит Есенину. Это путаница означает, что Пушкин - в головах, а Есенин - в сердцах", - сказал в интервью "Правде.Ру" сопредседатель комитета Международной литературной премии имени Сергея Есенина "О Русь, взмахни крылами...", председатель жюри премии, член Союза писателей России поэт Дмитрий Дарин.

В комментарии к творчеству Есенина Дмитрий Дарин отметил невероятную музыкальность рязанского самородка. Его стихи, по общему признанию музыкантов, легко кладутся на музыку самых разных стилей и направлений. Песни на слова Есенина исполняют даже рокеры, не говоря уже о любимых романсах и балладах, которые поют буквально все. Так, известная песня "Я московский озорной гуляка" - чистейший рок-н-ролл, говорит Дарин. При этом Есенин не поэт-песенник в чистом виде. У него нет ни одного припева. Музыка - в самих стихах. "До сегодняшнего дня он самый переводимый на иностранные языки русский поэт, хотя, на мой взгляд, меньше всего поддается переводу", - отмечает Дарин.

"Трудно поддаются переводу его невероятно обаятельные стихи, за которые его упрекала критика:

"Опять я теплой грустью болен

От овсяного ветерка.

И на известку колоколен

Невольно крестится рука".

Вот и вам, и мне все понятно, что хотел выразить поэт, а весьма дружески расположенный к нему критик Львов-Рогачевский упрекал Есенина. Нельзя сказать "крестится рука", а нужно - "креститься рукой", нельзя креститься на известку, надо - только на икону и т. д. Как вы понимаете, это-то и непереводимо, поскольку является нарушением канонов русского языка", - утверждает Дарин.

Еще когда этот желтоволосый голубоглазый мальчик учился в Константиновской земской школе, баловался, дрался со сверстниками - он уже складывал первые стихи, навеянные самой природой, окружающим бытом, первыми переживаниями детства, любовью бабки и деда, не чаявших души во внуке.

      "Ждут на крылечке там бабка и дед

      Резвого внука подсолнечных лет..."

      ("К теплому свету на отчий порог...")

Уже тогда вырезалась в его душе "божья дудка": «...тогда впервые с рифмой я схлестнулся..».  Учитель Власов, узнав о горячем увлечении своего воспитанника, отрезал: "Ты, Сережа, учись. А сочинять всякие глупости - это не твое дело. Рано еще тебе..."

      "Года далекие,

      Теперь вы как в тумане.

      И помню, дед мне

      С грустью говорил:

      "Пустое дело...

      Ну, а если тянет -

      Пиши про рожь,

      Но больше про кобыл."

      ("Мой путь")

В Спас-Клепиковской учительской школе Сергею, по воспоминанию современников, талант к стихотворству не только не помогал утвердиться среди сверстников, но, скорее вызывал обратную реакцию, доходившую до драк. Зато там юный Есенин понял: за свою мечту надо бороться, даже кулаками. А мечта была уже не столько романтическая забава, сколько задача, поставленная целеустремленным молодым человеком с "ухватистой силою" самому себе. Поэтому и разошелся с отцом, который настаивал на том, чтобы Сергей, как он сам, работал в торговой лавке, занимался не "пустым делом".

Со сколькими ему еще придется сходиться и расходиться, оставляя их на обочине и идя своей и только своей непроторенной дорогой национального самородка. В Москве ждала его работа подчитчиком в Сытинской типографии, полтора года учебы в народном университете Шанявского, участие в литературно-музыкальном кружке Сурикова и молодежное увлечение всеобщим революционным помешательством. Все это было интересно, буйно, но... главного все равно недоставало. Стихи, если и печатали, то в третьесортных журналах, "толстые" солидные издания его не замечали. Но мечта звала, требовала снова попытать счастья, и Есенин, получивший первые городские «университеты жизни», направился в столицу - Петроград.

Фото: AP

Там случился волнительный ("...с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта") и полезный разговор с Блоком, хвалебная статья Гиппиус и ...детская мечта как-то вдруг и сама собой сбылась. В несколько недель Есенин, еще недавно готовый быть рабочим у своего дяди на заводе в Ревеле, вдруг стал желанным поэт в самых изысканных литературных салонах. Его начали печатать, благосклонно приняла  критика, он вошел в моду.

Максим Горький писал Ромену Роллану о Есенине тех лет: "...Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники. Ему тогда было 18 лет, а в 20 он уже носил на кудрях своих модный котелок и стал похож на приказчика из кондитерской".

Чтобы юное дарование не сожрали, как ту землянику, Блок в одном из писем предупреждал Есенина: "За каждый шаг свой рано или поздно придется дать ответ, а шагать теперь трудно, в литературе, пожалуй, всего труднее". Есенин это, надо сказать, сразу понял и действовал с чисто крестьянской сметкой.

К тому же, поэт всегда много работал, говорит Дмитрий Дарин. Черновик "Пугачева"  в четыре раза больше оригинала. Некоторые строки имееют до 31 (!) варианта. Есенин обладал богатейшим языком - в его поэтическом словаре свыше 30 наименований птиц, более 20 пород деревьев, около 20 наименований цветов.

Позже он вспоминал в письме Ливкину: "Когда Мережковский, гиппиусы и философовы открыли мне свое чистилище и начали трубить обо мне, разве я, ночующий в ночлежке по вокзалам, не мог не перепечатать стихи, уже употребленные?...  Но я презирал их - и с деньгами, и со всем, что в них есть... Поэтому решил просто перепечатать стихи старые, которые для них все равно были неизвестны."Примерно за год до смерти поэт опишет свое так и неизменившееся отношение к своим воздыхателям намного жестче

       "Посмотрим-

      Кто кого возьмет!

      И вот в стихах моих

      Забила

      В салонный вылощенный сброд

      Мочой рязанская кобыла."

      ("Мой путь")

Тем не менее, благодаря покровителям, он добрался до высшего салона - читал стихи самой императрице и великим княжнам за полтора года до революции. Казалось, венец успеха. Но начиналось другая борьба, наложенная на свирепую смертельную схватку старого и нового мира, - за родину.

Читайте также: Сергей Безруков подарил Сирано де Бержераку новый нос, а Есенину - голос

Что такое Родина для Есенина? Сказать "я люблю родину, очень люблю" - может каждый. Но любить можно по-разному - Родина у каждого своя. Только у Есенина она выросла над крестьянством, над интеллигенцией, над большевиками, прорвавшимися к власти, и вместила в себя прошлое, настоящее и очевидную горечь по страшному будущему великого русского народа. Он предвидел, что Россия, говоря словами Волошина, "пойдет рабой последнего раба». Уже когда читал свои вирши великим княжнам, предвидел их судьбу:

      "Все ближе тянет их рукой неодолимой

      Туда, где скорбь кладет печать на лбу.

      О, помолись, святая Магдалина,

      За их судьбу".

Есенин хотел не допустить извода русского народа, из которого сам вышел, хотел осветить помутневшие русские души высоким словом. Борьба эта была обречена на поражение, но сдаться - значило продаться, изменить самому себе. Продаться Есенин не смог. Оставалось нести свой крест до конца, нести полностью осознано. Все правильно - поэты мешают. Мешают разделять и властвовать, мешают воровать и жрать ворованное, мешают остальным устало и равнодушно на все это смотреть, мешают также отворачиваться, чтобы совсем не смотреть. Вот, пожалуй, основное в любви Есенина к родине - мешать тем, кто попирает словом и делом "родину кроткую", кто разоряет деревню, обращает в рабство народ, лютует над несогласными, оставляя трупы и пепелища.

Много раз Есенин повторял собеседникам: "Основная тема моей поэзии - Россия! Без этой темы я не был бы поэтом. Мои стихи национальны..." И еще: "Поэт может писать только о том, с чем органически связан". Вот почему Есенин растворен в крови каждого истинно русского человека.

     "О Русь, взмахни крылами,

      Поставь иную крепь!

      С иными именами

      Встает иная степь".

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить