Там, где нет светофоров

Вышла новая книга Сергея Каргашина «В море нет светофоров» («РИПОЛ классик, серия «Алтарь поэзии», 2008).

Сергей Каргашин, безусловно, один из самых ярких поэтов дня сегодняшнего (что отмечают и авторитетные критики, и престижные литературные премии, полученные им). Его стихи обладают колоссальной энергетикой – их поют Игорь Демарин и Николай Басков, Александр Михайлов и Татьяна Петрова, Антон Макарский и Стелла Аргату, поют «Сябры» и «Русская душа», «Бабье лето» и «Белые росы»…

Стихи Каргашина хочется напевать даже ещё до того, как кто-нибудь напишет на них музыку. Потому что в них изначально есть мелодия. Есть гармония. Именно тот код бытия, который является вызовом современному хаосу жизни.

Открывая сборник «В море нет светофоров», сразу понимаешь, что попал в совершенно особый мир. Смотришь вокруг через призму авторского восприятия и вдруг ловишь себя на мысли, что уже не можешь отделить, где ты сам, а где автор. Настолько легко легли строчки в твою душу. Стали своими. Немногим поэтам дана такая сила.

Увы, «за все в жизни нужно платить». Особенно, живущим в стране под названием Россия. Даже сильные не всегда выдерживают – «…не получается жить легко – не получается, берег заветный так далеко – а силы кончаются…». Вообще, мотивы духовного одиночества, внутренней неудовлетворённости, присущие многим большим поэтам, звучат и у Каргашина. Видимо, поэтическое и личностное возмужание – процесс не простой. «И сильные тоже ломаются, но некому их починить…» или «…и я не прощаясь, покину ту сцену, где в зале скучают не люди, а тени…».

И, как бы уравновешивая минутные слабости автора, значительное место в сборнике занимает лирика – то тонкая и пронзительная – «Будто крылья – тонкие ресницы», то мистически-философская «Камни – тоже живые, камни во сне летают», то ироничная «Хочу поселиться в озере», а порой детски непосредственная, абсолютно пантеистическая, в стиле позднего Заболоцкого – «Под окном автомобиль воет, испугался, что хозяин потерялся…». Не чужда автору и откровенная сатира – «Кошельки потянулись на юг» или «На презентации» - яркие гротесковые зарисовки сегодняшних реалий, броские штрихи набившего оскомину псевдогламура.

Но основной для Каргашина была и остается тема России в разных ее ипостасях – от нежных, пасторальных этюдов (цикл «Голубоглазая земля») до мощной, почти лозунговой патетики («Я поставлю опять на Россию»). Причем последних, по сравнению с предыдущими сборниками, стало явно меньше – автор тонко чувствует тот очевидный идеологический перебор, который сопровождал недавние предвыборные кампании - ну, перестарались наши доморощенные политтехнологи с патриотическим накалом, носившим, зачастую, откровенно спекулятивный характер!

Поэтому и отношение читателя и зрителя к ура-патриотической тематике весьма, и весьма осторожное – не верят сегодня люди громким словам. Гораздо ближе нашему сегодняшнему соотечественнику простые, но так необходимые каждому человеку понятия как счастье, любовь, верность, забота. Поэтому-то так трогательно читаются строки «...что погладить? – спросила жена, мои вещи в шкафу разбирая, ты погладь, дорогая, меня, я ответил, утюг забирая…». И все же от себя не убежишь – тема Родины по-прежнему проходит через стихи Сергея красной нитью:

Какое слово светлое – Отчизна.

Оно, как свет, струящийся по листьям.

Оно, как шёпот в травах родника.

Как белые, зимой в полях, снега.

Какое слово тёплое – Отчизна.

Оно, как дом, как печь, как хлеб душистый.

Как детский сон под маминым крылом.

Как трель скворца – весною за окном…

Стихи Каргашина очень естественны – легки, как воздух, прозрачны, как вода. Они наполнены теплом солнца и силой ветра: «Раскосый ветер листья кружит. Надулись парусами лужи – вот-вот куда-то улетят…». Далеко не у каждого автора читателю удается расшифровать код бытия.

Трудно найти черную кошку в темной комнате, когда ее там нет. В случае с Каргашиным таких трудностей не возникает. И это при том, что он вполне адекватен своему времени – в его стихах хорошо слышен пульс дня сегодняшнего: «Любовь – это путь, светофоры и пробки. Любовь – это пульт, где поломаны кнопки…» или «У разлуки хладнокровная рука – в сердце бьет, как в мишень, наверняка…».

Как говорилось в одном известном рекламном слогане – «В жвачках имярек каждый найдет то, что ему по вкусу». Да простят меня читатели за столь пошлое сравнение, но в определенной степени это относится и к поэзии Каргашина – до такой степени она многопланова и разнообразна. И я не сомневаюсь, что книга «В море нет светофоров» найдет своего благодарного читателя.

Читайте еще заметки в разделе "Культура".

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *