Дмитрий Глуховский воздвиг над своим детством памятник

Двумя романами журналиста-международника, ведущего прайм-тайма радио «Маяк» Дмитрия Глуховского «Метро 2033» и «Сумерки» зачитываются и посетители Интернет-сайтов, и читатели, привыкшие держать в руках книгу.

Роман Дмитрия Глуховского «Метро 2033» стал главным российским бестселлером лета 2007 года. На Европейском Конвенте фантастики в Копенгагене «Метро 2033» было названо лучшим российским дебютом.

Весной 2009 года ожидается выход очередного бестселлера «Метро 2034», который, по словам автора, не станет продолжением «Метро 2033», но наиболее интересные сюжетные линии «Метро 2033» войдут в сюжет сиквела. Корреспондент «Правды.Ру» побеседовал с Дмитрием Глуховским.

- Дима, ты купил наконец-то машину? Ведь из-за многочисленных командировок раньше было не до этого.

- Купил. С командировками теперь окончательно покончено. Прошлогодняя моя командировка в Гватемалу, в качестве корреспондента, закончилась загадочной инфекционной болезнью. Что-то неудачно съел и провалялся полтора месяца в больнице. Теперь никаких нагрузок. Кроме того, моя жизнь так изменилась, что времени и сил просто не останется на поездки.

- Нелегкие будни корреспондента. Опасное для жизни часто случалось?

- Когда Израиль воевал с Хезбаллой, мы находились как раз на границе с Ливаном. Из советских «Катюш» 70-х годов арабы стали забрасывать территорию Израиля.

Из Москвы поступила команда снимать живой репортаж из-под обстрела. Мне с оператором выдали каску и бронежилет. Поехали снимать разрушения. Едем по главной улице, со всех сторон пожарища. Находим оцепленное место. Прямо посреди асфальта торчит ракета оперением вверх. Выскакиваем из машины и сразу же за микрофон: «Дорогие телезрители! Только что закончился обстрел. Местное население в панике».

Оператор снимает на фоне торчащей из асфальта ракеты со стабилизаторами. Едва отсняли – второй залп. Через минуту прилетит. А падают они, как правило, в тоже самое место. Я подхожу к этой упавшей ракете, пытаюсь подобрать отвалившийся от нее кусок и про себя думаю: «а поставлю-ка я ее себе на полочку и буду всем рассказывать, какой я героический персонаж». В этот момент меня останавливает полицейский: «оставьте это в покое, взрывчатка еще не взорвалась!»

- Кроме написания книг, чем предполагаешь заняться или уже занимаешься?

- На радио «Маяк» ежедневно веду 2-х часовой эфир. Раньше это программа называлась «Герой нового времени», а будет называться «Дмитрий Глуховский и женщины». Это уникальный формат. Моими соведущими станут самые яркие женщины. Каждый день разные. Например, в понедельник Тута Ларсен, во вторник – Анфиса Чехова, в среду – Марина Могилевская и т.д.

- Когда будешь писать?

- Книгу буду писать с утра и до эфира, и, соответственно, после эфира и до утра.

- Пишешь, конечно, на компьютере?

- Набираю в «Ворде» и сразу набело. Если что-то не устраивает, то тут же исправляю. Я достаточно серьезно работаю над языком, над метафорами, над стилем.

- От чего отталкиваешься при написании своих произведений?

- У меня к 29 годам всего две законченные книги и сейчас я работаю над третьей. Я не «колбасная фабрика» от литературы, у меня не поточное производство и не конвейерная сборка. Каждая книга вынашивалась и формировалась в течение нескольких лет Конечно, есть и личные переживания, и фильмы, которые я видел, и книги, которые читал. Я не генерирую сюжеты один за другим.

- Ты поклонник классической литературы? В одной статье тебя одновременно сравнили с Гоголем и Дэном Брауном.

- Мне очень нравился Кафка, Борис Виан, Стругацкие. Но любимые у меня латиноамериканцы: Борхес, Маркес, Кортасар. Магическая мистика. С Дэном Брауном было намеренное коммерческое сравнение, чтобы успешнее продавать мои книги. На самом деле, меня мало что с ним роднит. У него, как и в моем «Метро 2033», приключенческий сюжет.

Острый сюжет нужен, чтобы читателя держать, а тем временем ему при помощи НЛП говорят другие вещи. У меня книги – многоуровневые. При помощи сюжета (сделанному зачастую по сериальному принципу: со стрельбой, с кровью) я пытаюсь выстроить некий философский подтекст. Есть крючок, на который читатель должен подсесть, а есть мессидж, который надо донести до читателя.

- Какой мессидж ты хочешь донести?

- В одной книге – один мессидж, в другой – другой. «Метро 2033» я начинал писать, когда мне было лет 18. Писал я его до 24-х. Основной пафос, что надвигается ядерная

Дмитрий Глуховский.
Дмитрий Глуховский.
катастрофа и, мол, люди, опомнитесь! На самом деле книга не об этом. Она - о терзаниях молодого человека, который хочет найти свое место в жизни. О своей миссии и предназначении. Это роман взросления.

- Роман, в котором герой проходит инициацию?..

- Да, не столько воспитание чувств, поскольку как личность герой достаточно зрел и образован. Каждая станция московского метро представляет собой утрированную, доведенную до абсурда, философскую категорию. На одной станции коммунисты, на другой – фашисты, на третьей – капиталисты, на четвертой - сектанты и т.д. Сталкиваясь с ними со всеми, мой герой пытается выработать свое собственное мировоззрение. Понять, существует ли идея, в которую можно безоговорочно верить.

- Подбор станций происходил наобум?

- Нет, не случайно. Моя родная станция «ВДНХ», с которой я каждый день ездил в школу. Станция «Смоленская» Арбатско-Покровской линии - это куда я ездил в школу. Если герой не может проехать в метро по прямой, то он едет в объезд. Одну станцию завалило, на другой радиация или чудовища.

Так, я решил создать «памятник нерукотворный» детской ностальгии. Лично с моими переживаниями связаны только две станции: пункт отбытия и прибытия. Роман «Сумерки» в определенном смысле тоже роман-метафора. Человеческое сознание приравнивается к целому миру. Герой пытается угадать откуда грядет надвигающийся апокалипсис и по возможности предотвратить его.

- Твои герои живут своей собственной жизнью или же ты их направляешь?

- Сложно сказать. Порой происходит по велению звезд. Начиная писать вторую главу, не знаешь, что произойдет с героем в четвертой или уж тем более – в десятой. «Сумерки» более сконструированная книга. Я четко знал о чем она будет. Свободы героя было меньше. «Метро 2034» построен совершенно по другому принципу. В нем уже несколько героев. У каждого героя своя история, своя загадка. Темное прошлое или неясное будущее.

- Твой ответ на вопрос, отчего твои книги стали так популярны?

- Мне хочется верить, что я написал приличные книжки. Но прежде всего, потому что я сам не чужд тематической конъюнктуры. Я знаю, что о чем людям будет интересно читать. Выбирая тему, я исхожу из того, что будет интересно миллионам читателей. Есть преходящие темы, а есть темы вечные. Тема войны и мира – вечная.

Справка:

Дмитрий Глуховский – журналист-международник. К 29 годам успел выучить 5 иностранных языков, 10 лет жил и учился в Израиле, работал в Германии и во Франции. Был военным корреспондентом в Израиле и Абхазии, работал на «Радио России», в телерадиокомпании «Deutsche Welle», а на каналах «Euronews» «Russia Today» работал в статусе корреспондента кремлевского пула.

Работая корреспондентом канала «Russia Today», объездил полмира – от Алжира и Марокко до Гватемалы и Исландии, побывал на космодроме Байконур, в Чернобыле и даже на Северном Полюсе.

Читайте еще в разделе "Культура".

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить