Петр Великий – персонаж анекдотов

Ни об одном деятеле дореволюционной России не написано и не напечатано столько, сколько о Петре Первом. Кроме исторических штудий, статей, мемуаров, романов, пьес и поэтических произведений на многих языках, сюда следует добавить огромное количество анекдотов, преданий, легенд, сказок и песен.

Чтобы понять феномен самого Петра нужно освоить весь доступный материал о нем, как литературный, так и устный. «Петр Великий предстает в произведениях разных видов различными своими сторонами и получает различные оценки, - считал известный исследователь русского фольклора Б.Н. Путилов. - Лишь совокупность всех точек зрения и оценок, открывающихся в текстах всех видов, дает некоторую полноту содержания».

В изданной под редакцией Б.Н. Путилова книге «Петр Великий. Предания, легенды, анекдоты, сказки, песни» читатель встречается не с царем-реформатором, а персонажем авантюрных, бытовых сатирических сказок, свидетельствующих, что народ воспринимал Петра как «своего». Император принимает на себя личину ночного вора, беглого солдата, завсегдатая трактиров. Сказки о царях существовали задолго до Петра, и писались они не под фантастическую фигуру преобразователя страны. В отличие от других почти всегда безымянных (известны сказки, где царь именовался Иваном Грозным) царей, Петр называется Петром. В остальном он схож с анонимными царями прежних сказок – он на стороне мужика-хитрована, против глупых, жадных и жестоких бояр.

В одной из легенд, которая не вошла в книгу, смерть Петра уподобляется гибели богатырей: он наказан за самоуверенность и похвальбу. Пытаясь перескочить через широкую реку, он окаменевает вместе с конем в момент, когда конь отрывается от земли для скачка. Видимо, эта легенда возникла в связи с «Медным всадником» Фальконе.

Абсолютно другой Петр в легендах раскольников, которые считали его Антихристом, «антицарем», занявшим престол в результате подмены, совершенной лукавыми иноземцами. Итак, на одной стороне, чуть ли не святой-угодник, а на другом полюсе – Сатана.

Неисторическая фигура Петра, предстающая в легендах и сказаниях, интересна в том смысле, что больше дает для понимания исторического фона времен петровских преобразований, нежели сухое перечисление документальных фактов. Устная традиция обогащает нас свежим воздухом самой Истины, чувством Истории – и тогда давно умерший человек делается как бы живым и превращается в человека, к которому мы вполне можем отнестись как к своему современнику.

Читайте и другие заметки в разделе "Культура".

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить