Поэма «Гавриилиада» принесла Пушкину много неприятностей

Академические издания часто содержат разделы, которые по традиции носят латинские названия Dubia (спорные) и Spuria (подложные). В них помещаются произведения, вышедшие не из-под пера известного писателя или поэта, но традиционно приписываемые ему.

Дело филологов и историков узнать, писал ли автор подобные сочинения или нет. К сожалению, иногда научная экспертиза зависит от идеологических установок.

Самое известное произведение Александра Сергеевича Пушкина, относимое к Spuria, поэма «Гавриилиада» – кощунственное переложение евангельского рассказа о Деве Марии и явившемся ей архангеле Гаврииле:

Воистину еврейки молодой

Мне дорого душевное спасенье.

Приди ко мне, прелестный ангел мой,

И мирное прими благословенье…

Автор поэмы неизвестен, но молва утверждала, что скабрезные вирши написал Пушкин.

Главными читателями «Гавриилиады» были офицеры – бесшабашные дуэлянты, картежники и кутилы. Наверное, этим объясняется солдафонский «юмор» поэмы. Можно предположить, что «Гавриилиаду» сочинил кто-то из военных. Или же ее написал вольнодумец из какой-нибудь масонской ложи, что были столь популярны в ту эпоху.

В 1828 году «Гавриилиада» принесла Александру Сергеевичу немало неприятностей. Крепостные отставного штабс-капитана Валентина Митькова, брата декабриста Михаила Митькова, донесли духовенству, что барин «развращает их в понятиях православной веры», прочитывая им сочинение под заглавием «Гавриилиада». Началось следствие…

Доверившись слухам, следователи решили допросить Пушкина. На допросах он решительно отрицал свое авторство, но признавался, что читал поэму.

Важнейшее признание было сделано Александром Сергеевичем 19 августа 1828 года: «Рукопись ходила между офицерами Гусарского полку, но от кого из них именно я достал оную, я никак не упомню… Осмеливаюсь прибавить, что ни в одном из моих сочинений, даже из тех, в коих я наиболее раскаиваюсь, нет следов духа безверия или кощунства над религиею. Тем прискорбнее для меня мнение, приписывающее мне произведение столь жалкое и постыдное».

Следствие было прекращено в декабре того же года резолюцией императора Николая I: «Мне дело подробно известно и совершенно кончено». Казалось бы, поэт оправдан, а «Гавриилиада» предана забвению. В царской России поэма не издавалась и не приписывалась Пушкину…

Все изменилось после 1917 года. Советская власть объявила великого поэта воинствующим безбожником. Для борьбы с религией была использована даже безобидная «Сказка о попе и о работнике его Балде». Тем более полезной оказалась «Гавриилиада»!

Ее воскресил из небытия поэт Валерий Брюсов, подготовивший несколько изданий «Гавриилиады». Отныне поэма включалась во все собрания сочинений Пушкина, хотя читать ее неловко не только детям, но и взрослым.

Только сейчас, когда исчезла необходимость жить, постоянно оглядываясь на идеологические установки «партии и правительства», литературоведы смогли вернуться к беспристрастному изучению поэмы. И вновь мы услышали самого Александра Сергеевича, утверждающего, что он не писал ничего «столь жалкого и постыдного».

Читайте еще в разделе "Культура".

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить