Ольга Берггольц. Стихи рождаются от горя

Ольга Берггольц: Стихи рождаются от горя

Ольга Берггольц — русская советская писательница, поэтесса, женщина с необычайно сложной судьбой. Однако тяготы, горе, потеря троих детей и любимых мужчин, наветы коллег по цеху и нахождение в застенках, война не сломали эту хрупкую женщину. После всех горестей Берггольц напишет: "Что может враг? Разрушить и убить. И только-то. А я могу любить…"

16 мая 1910 года в семье Берггольц, у заводского врача Федора (Фридриха) Христофоровича, остзейского немца, и его жены Марии Тимофеевны, выпускницы гимназии, родилась девочка, которую назвали Ольгой. Любимице отца пророчили будущее блестящего врача. Родители мечтали, что она продолжит династию. Но жизнь распорядилась иначе — Первая мировая, революция, гражданская война внесли свои поправки в мечты людей. Окраина Питера — Невская застава, где жила семья Ольги, считалась рабочим поселком, со всеми особенностями, присущими таким районам. Постоянно что-то происходило: то участок подожгут, то стекла выбьют, то драка — покой жителям "только снился". После великих переломов интеллигентным семьям было нелегко. На многих смотрели искоса, считая "пособниками буржуев".

Семья вынуждена была уехать в Углич и прожить там два года (с 1918 по 1920) в бывших кельях Богоявленского монастыря. Отец в это время работал врачом в санитарном поезде. Он принял сторону большевиков и колесил по фронтам гражданской. Затем семья вернулась в Петроград и Ольга пошла в обычную трудовую школу. Девочка отличалась трудолюбием, умением подмечать мелочи, желанием донести до окружающих свои мысли, часто в форме стихов. Увлечение Ольги поддерживали родители, особенно отец. Он приложил все усилия, чтобы в 1924 году стихи дочери "Плач об умершем милом Ленине" напечатали в заводской стенгазете. Папа гордился дочерью, но не мог и предположить, что она станет величайшей поэтессой, символом стойкости ленинградцев. Голосом и душой блокадного Ленинграда. Что ее ждет поистине трагическая судьба.

Молоденькая девушка начинает работать в типографии редакционным курьером, где знакомится с таким же влюбленным в слово, как и она, Ярославом Смеляковым. В 1925 году в газете "Ленинские искры" было напечатано стихотворение "Пионерам", автору 15 лет. В этом же году в журнале "Красный галстук" печатается и первый рассказ Ольги "Заколдованная тропинка".

В этом же году девочка вступает в литературное объединение рабочей молодежи "Смена". Там преподают Тынянов, Эйхенбаум, Шкловский. Выступают Маяковский, Багрицкий, Светлов, Уткин. Общение с великими поэтами, обучение у знаменитых литературоведов было прекрасной школой. Они старались развить в молодежи понимание человеческой души, учили видеть то, что многие не замечают. В конце 1925 года по путевке губкома комсомола на учебу из нижегородской губернии приехал в Ленинград сын сельского учителя Борис Корнилов. Он хотел встретиться со своим кумиром Сергеем Есениным и показать ему свои стихи. Борис опоздал, "поэта деревни" к его приезду не стало.

Корнилов был принят в "Смену". О его поэзии стали говорить, ей стали восхищаться. Первая встреча Ольги и Бориса: ей 16, ему 19. "Я впервые увидела его в феврале 1926 на одном из собраний литгруппы "Смена"… Коренастый парень с немного нависшими веками над темными, калмыцкого типа глазами, в распахнутом драповом пальтишке, в косоворотке, в кепочке, сдвинутый на самый затылок…". Эта встреча предопределила всю последующую судьбу Ольги. В ее жизни Борис сыграл огромную роль, но не самую лучшую. Юная девушка, почти ребенок, влюбилась. Он сперва не обращал на нее внимание. Хрупкая, худенькая, прозрачная — выросшему в крестьянской среде юноше, не казалась красавицей. В конце концов, он к ней привык, ответил взаимностью и женился. Вскоре у них родилась дочка Ирочка. К этому времени Борис считается самым талантливым дарованием в литературной группе. У него постепенно начинается головокружение от успехов и поклонников, и особенно поклонниц. Он как бы старается быть похожим на Есенина во всем: в невоздержанности в алкоголе, любвеобильности, дебошах. Иногда он некорректен с женой. Лучшими друзьями Бориса становятся Ярослав Смеляков и Павел Васильев (первый муж Натальи Кончаловской). Все они вместе — большие любители жизни, "три козыря бубновых, три витязя российского стиха".

Читайте также: Юлия Друнина: Если бог есть, он поймет меня

В 1926 Ольга вместе с Борисом поступает на высшие государственные курсы искусствоведения при Институте истории искусств. Корнилову курсы показались скучными, он постарался побыстрее их покинуть — не проучился и полгода. А Ольга была переведена в Ленинградский университет, на филологический факультет. Преддипломную практику проходила во Владикавказе. Освещала строительства народнохозяйственных объектов, в том числе и Гизельдонскую ГЭС. К 1930 году отношения с Борисом исчерпаны — "не сошлись характерами", так сказал вкусивший успеха муж. Брак оставил в душе обоих неизгладимый след. Борис остался в Ленинграде, а Ольга уехала по распределению в Казахстан вместе с новым мужем — Николаем Молчановым.

В Казахстане ей пришлось работать выездным корреспондентом газеты "Советская степь". По воспоминаниям детства Берггольц пишет повесть "Углич" и первую книгу "Глубинка". Отработав два года в Алма-Ате, Ольга с мужем возвращается в Ленинград и идет работать редактором "Комсомольской страницы" заводской газеты. Рождается вторая дочь, ее, как и старшую, воспитывает мама Ольги. У старшей девочки порок сердца, ей необходимы внимание и забота. У мамы кипит творческая жизнь, она изредка появляется и учит бабушку, как надо воспитывать детей, а затем — снова к любимому творчеству. Отец занят своей жизнью, о дочери он фактически не вспоминает. Бывший муж становится необыкновенно популярен. С трибуны съезда советских писателей в 1934 о нем говорят, как о надежде советской поэзии. Его "Песню о встречном" распевает вся страна. И его имя все чаще и чаще сопровождается скандалами, пьянками, дебошами. Корнилов стремится быть похожим на Есенина во всем. Его прорабатывают за антипролетарское поведение, за сочувствие к Троцкому. И через несколько лет после развода он пишет полные раскаяния и любви, в адрес Ольги, строчки — "Ау, дорогая, лучшая…". У Берггольц свое горе — умирает младшая дочь, через два года — старшая. Она понимает, как много недодала детям, сколько упустила времени.

В 1936 году Корнилова исключают из Союза писателей — он "оклеветал" партию в поэме "Последний день Кирова". В марте 1937 Борис был арестован за "написание и распространение контрреволюционных произведений", через полтора года расстрелян. В 1937 году Ольгу исключают из партии. В декабре 1938 арестовывают за "связь с врагами народа" как "участника контрреволюционного заговора" — Ольга на пятом месяце беременности, она очень ждет ребенка. Ей припоминают бывшего мужа, с которым она рассталась почти десять лет назад, но которого она продолжает любить — по мнению многих. На Берггольц многие писатели дали показания, от нее требуется дать показания на других. Полгода ее ломали, но хрупкая женщина выстояла там, где мужчины не смогли. Но какой ценой. От побоев (били специально в живот) у нее случился выкидыш. Больше она не могла иметь детей. 3 июля 1939 ее освободили и полностью реабилитировали.

"Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в нее, гадили, потом сунули обратно и говорят: живи", — писала после освобождения Ольга. Она пишет стихи, большинство посвящено первому мужу: "Но если — я верю — вернешься обратно … давай о взаимных обидах забудем, побродим, как раньше, вдвоем…"Война. Берггольц в Ленинграде, пишет стихи о Родине: "Вот жизнь моя, дыханье. Родина! Возьми их у меня!…Я люблю Тебя — я не могу иначе, я и ты по-прежнему — одно".

Кетлинская, руководившая Ленинградским отделением Союза писателей, рассказывала, что в первые дни войны пришла Ольга Берггольц, Оленька, как ее все называли. "Обаятельный сплав женственности и размашистости, острого ума и ребячьей наивности". Она предложила свою помощь и была направлена в литературно-драматическую редакцию ленинградского радио. Тихий голос Ольги стал голосом Ленинграда, она стала надеждой, опорой, другом жителей. Автор детских книжек, стихов, о которой говорили "это мило, славно, приятно — не больше" стала олицетворять стойкость Ленинграда. Стала поэтом несломленных.

Читайте также: Победа нас не обошла, да крепко обожгла

8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. Дикторы радио поддерживали жителей, благодаря этому не было паники. Город верил, что фашисты будут отброшены и изгнаны. Голос Берггольц, полный энергии и оптимизма, внушал веру в победу. Она делала репортажи с фронта и читала их в эфире. Ее голос знали, ее выступления ждали. Ее стихи вселяли надежду. Ее голос, полный оптимизма и здоровья, казалось, принадлежал полному сил человеку. А Ольга получала только такой же паек, как и все. Ее второй муж, который не отрекся от нее в 1938 году и положил комсомольский билет на стол, находился рядом в окопах. Их должны были вывезти из Ленинграда, но… Молчанов умер от голода.

Берггольц осталась до конца — 900 дней блокады, два с половиной года. Она делала все, чтобы ленинградцы не пали духом. Каждый день передачи, даже спала с микрофоном в студии. В это время написаны лучшие поэмы "Февральский дневник", "Ленинградская поэма". В конце 1942 года ее уговорили слетать в Москву. Ольга вспоминала: "Я не доставила москвичам удовольствия видеть, как я жадно ем… Я гордо, не торопясь, съела суп и кашу…". И при первой возможности назад в родной город. Ольга Берггольц была внесена немцами в список лиц, подлежащих немедленному уничтожению.

18 января 1943 года поэт произнесла в микрофон: "Ленинградцы! Дорогие соратники, друзья! Блокада прорвана!"Во всем мире люди искали передачи из Ленинграда, когда он был в блокаде. И всегда по радио звучал спокойный, уверенный, позитивный голос, который внушал веру в победу — голос Ольги Берггольц, которая никогда не теряла мужества. Она нашла те слова, которые проникали в душу. Вселяла надежду и желание жить назло всем и вся. Для осажденного Ленинграда Ольга стала "Музой", "Мадонной блокады" и просто "Нашей Олей". "Что может враг? Разрушить и убить. И только-то. А я могу любить…".

После снятия блокады она была награждена медалями "За оборону Ленинграда" и "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945". Потом были премии, другие награды. Еще много лет жизни в любимом городе. На Пискаревском кладбище выбиты ее стихи, которые заканчиваются словами "Никто не забыт и ничто не забыто". Это можно сказать и об Ольге Берггольц, которую помнят и любят, и в первую очередь в Санкт-Петербурге, который она любила всей душой.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Лариса Казакевич
Лариса Казакевич — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить