Автор Юрий Енцов

Парабола Андрея Вознесенского

Определены первые лауреаты литературной премии "Парабола", которая была учреждена всего лишь два месяца назад, к юбилею поэта Андрея Вознесенского. Название премии отсылает к одному из его первых опубликованных стихотворений, в котором есть такие строки: "Идут к своим правдам по-разному храбро, Червяк — через щель, Человек — по параболе…"

Это стихотворение дало название книге вышедшей в 1960 году. Премию и фонд имени Андрея Вознесенского учредили в честь 80-летия со дня его рождения, до которого он не дожил трех лет. Вдова поэта, а теперь председатель фонда, Зоя Богуславская — восприняла как руководство к действию решение правительства об увековечении памяти мужа. Были запланированы Центр по изучению его наследия, памятная доска на доме на Котельнической набережной, где он жил, библиотека его имени и 10 именных стипендий.

Из всего перечисленного состоялись только библиотека и памятная доска. С музеем пока ничего не вышло, потому что дача в Переделкино супругам: поэту и его музе — не принадлежала, а их квартира такая меленькая, что разместить музей просто негде. Тогда Зоя Борисовна решила организовать независимую премию, которая напомнит о многогранной личности Вознесенского. Ведь его творчество это не только стихи, но и образы, музыка. Рок-опера Алексея Рыбникова "Юнона и Авось", песня Раймонда Паулса и Аллы Пугачевой "Миллион алых роз" или ставшая народно-дворовой "Мерзнет девочка в автомате".

Читайте также: Константин Кедров: Успеть, пока есть силы

И вот премия вручена в четырех номинациях: "Автору поэтических произведений", "Автору прозы", "Постановщику спектакля, кинофильма, телефильма, киносценария" и "Специальная премия автору произведения, основанного на творчестве Андрея Вознесенского".

В состав жюри вошли писатель и актер Евгений Гришковец, поэт и публицист Дмитрий Быков, поэт Юрий Кублановский, литературовед Елена Пастернак, композитор Алексей Рыбников, актер и художественный руководитель МХТ Олег Табаков. По словам еще одного члены жюри, актрисы Аллы Демидовой, принцип выбора лучших простой: талант открывает талант.

Победители были определены в результате тайного голосования. На торжественном заседании 17 мая 2013 года состоялось открытие Фонда и награждение лауреатов премии. Ими стали тридцатипятилетний поэт Андрей Гришаев; Андрей Костанян, литератор, который издал собрание прозаических сочинений поэта; режиссер и музыкант Владимир Панков; Кирилл Серебрянников, режиссер и художественный руководитель театра имени Гоголя. Все они получили призы и денежное вознаграждение в размере 20 тысяч долларов.

Отмечены так же две поэтессы — Нина Краснова, Вера Полозкова и молодой кинорежиссер Сергей Лобан, получившие памятные дипломы и по 5 тысяч долларов.

Премия призывает творить, дерзать, то есть, продолжать дело Андрея Вознесенского. Его появление в поэзии было похоже на тот идеал, который представляют себе в мечтах многие начинающие поэты. Школьник Андрюша послал свои стихи маститому Борису Пастернаку и тот пригласил его к себе в гости, похвалил, воодушевил и взял под свою опеку.

В последние годы жизни Андрей Андреевич долго и мучительно болел. Поэтому образ лишенного голоса старика — вытеснил в общественном сознании другой его образ: худощавого востроносого юноши, самозабвенно читающего стихи, которые воспринимались на ура. Вот только с докладами — не все было так гладко. Когда 25 летний поэт, тогда уже обласканный на западе, в марте 1963 года на встрече руководителей государства с интеллигенцией вышел на трибуну и заикнулся про "оттепель", Никита Хрущев закричал на него и пригрозил пальцем: "Я вам такую оттепель покажу, она вам морозом покажется!"

А ведь даже просто выступать перед руководителями партии и правительства — уже стресс. Что уж говорить о том, когда тебя чихвостят почем зря, а ты при этом не председатель колхоза, не передовая доярка, и не сталевар, а поэт. Поэты не те люди, которым критика полезна. Вознесенский после того судьбоносного выступления заболел. К счастью хрущевский ор — прервался так же резко как начался и все обошлось без оргвыводов и последствий.

Никита Сергеевич был человек вспыльчивый, но мудрый, он быстро сообразил, что кричит на мальчишку. И если у пацана подкосятся ноги прямо здесь, на трибуне, стыдно будет не ему, а многоопытному первому секретарю ЦК КПСС и Председателю Совета Министров СССР. Ведь даже его предшественник, Сталин очень долго терпел Осипа Мандельштама, откровенно издевавшегося над ним в стихах. А Вознесенский над Хрущевым не издевался. Он был не сатирик, а романтик.

Зато потом, когда страсти улеглись, Хрущева отправили на покой, поэта потребовал "к священной жертве стадион". Лет двадцать Вознесенский был так популярен, что его поэтические выступления собирали стадионы — было дело. Он даже перефразировал стихотворение Пушкина: "Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон". На стадионы, среди прочих, на Вознесенского приходили посмотреть и те, кто знал его как "того самого, на кого кричал Хрущев".

Впрочем, большинство, конечно, шли слушать того, чьи стихи читают в Театре на Таганке, для кого написал ораторию Родион Щедрин. Того, кому дали Госпремию СССР, а он при этом напечатался в антисоветском альманахе "Метрополь".

Помимо премии будут еще творческие вечера, книги молодых талантливых писателей и поэтов. Если конечно на все это найдутся спонсоры. Один, по крайней мере, уже есть, это сын Зои Борисовны, Леонид Богуславский, крупный российский предприниматель в сфере информационных технологий, без участия которого нынешнего торжества, наверное, могло бы и не быть.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Комментарии
Путин поставил вопрос о конкурентоспособности российских портов
Дмитрий ЛИНТЕР — о том, зачем Эстония привечает радикальных украинских нацистов
Следственный комитет предъявил Серебренникову обвинение
Аналог Царскосельского лицея для одаренных детей появится в Ленинградской области
Потерю Крыма Украина оценила почти в три триллиона рублей
Командование эсминца "Фицджеральд" осталось без работы из-за "потери доверия"
Ту-160 "Белый Лебедь"
Москвич откусил ухо дворнику Махмуду за жену с собачкой
Порошенко снова обещает предложить перемирие в Донабассе
Потерю Крыма Украина оценила почти в три триллиона рублей
Потерю Крыма Украина оценила почти в три триллиона рублей
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Ющенко: Донбасс всегда был "ватным"
Пожар в Ростове: причины, условия и последствия — Максим ВИНТЕР
Стала известна стоимость американского угля для Украины
Курт Волкер пообещал восстановить территориальную целостность Украины
Вернувшимся на родину литовцам обещают "теплый прием и заботу"
Халатность командования ВСУ привела к гибели украинских солдат
Следственный комитет предъявил Серебренникову обвинение
В строительстве Крымского моста западные СМИ увидели "нападение России на украинский суверенитет"