Почему Маяковский лег виском на дуло? Документы уводят от истины

В одиннадцатом часу утра 14 апреля 1930 года в Москве в Лубянском проезде прозвучал выстрел в комнате Владимира Маяковского. Ленинградская «Красная газета» сообщила: «Самоубийство Маяковского. Сегодня в 10 часов 17 минут в своей рабочей комнате выстрелом из нагана в область сердца покончил с собой Владимир Маяковский. Прибывшая «Скорая помощь» нашла его уже мертвым».

В Государственном музее В.В. Маяковского состоялась презентация книги «В том, что умираю, не вините никого… Следственное дело В.В.Маяковского. Документы. Воспоминания современников», которую подготовил коллектив сотрудников музея. В ней впервые читатели смогут ознакомиться с полным текстом следственного дела.

В 1995-м году, архив администрации президента России передал музею дело Маяковского. Кроме 139 страниц следственного дела тут и письма, и фотографии, а также предсмертная записка поэта. Письмо Лили Брик к Ежову, с резолюцией Сталина.

Директор музея В. Маяковского Светлана Ефимовна Стрижнева:

- Думаю, что наша задача при создании этой книги состояла в том, чтобы дать исследователям, специалистам, просто читателям документы, которые могут помочь найти ответ на главный вопрос, который вот уже 75 лет не дает покоя: «Что же все-таки произошло 14 апреля 1930 года? Что скрывается за этим выстрелом?». Журналисты охотно сегодня эксплуатируют эту тему в своих передачах и статьях. Я прекрасно понимаю, что есть разные жанры: публицистический рассказ, журналистское расследование. Но жанр журналистского расследования почти никогда не может включить в себя весь тот объем материала, который существует вокруг этого дела. Я думаю, что книга, которая сейчас у вас в руках, главной своей целью ставила собрать то, что есть в фондах нашего музея. Мы практически не привлекали никаких материалов со стороны, за исключением «Дела воспоминания современников».

Хотелось, чтобы вся эта мозаика предстала перед глазами читателей достаточно полно. Конечно, все эти материалы требуют более глубокого научного комментирования, серьезного прочтения специалистами разных областей знаний, но то, что все эти материалы собраны вместе, это уже хорошо.

Вы видели документы. Увидели их ветхость, думаю, понятно, если сейчас не издать этот материал отдельной книгой со всеми пометками на страницах, то через 50 лет мы не сможем представить их даже для издания. Поэтому я хочу поблагодарить и издательство, которое взяло на себя мужество сделать такую работу, не будучи уверенным, что эта книга вызовет большой интерес у читателей.

Самое главное для нас – показать ту сложность ситуации, которая сложилась вокруг Маяковского, даже не желание опровергнуть какие-то существующие мифы. Ведь документы обладают удивительной способностью, они открывают свою суть настолько, насколько может воспринять читающий человек. Если у человека есть запас знаний, представлений, он читает этот материал иначе, чем тот, который начинает впервые входить в эту тему.

Я глубоко убеждена, что книга эта никогда б не появилась, если б музей Маяковского на протяжении многих лет не сотрудничал с Институтом мировой литературы, с Московским Университетом, с Университетом дружбы народов, если бы наш коллектив не принимал участия в совместных конференциях, если бы работники музея не видели ту планку, которую задают наши научно-исследовательские институты. То, что книга вышла, - это как раз доказательство того, что наши музейные сотрудники и коллектив обладают достаточным уровнем знаний для подобного издания. Мы понимаем, что в ней есть много недочетов, но как мы ее задумали, так мы ее и сделали. В дальнейшем надеемся сделать ее лучше.

Александр Миронович Ушаков, руководитель группы по изучению творчества Маяковского в Институте мировой литературы им. Горького РАН (ИМЛИ):

- Это серьезное литературно-культурное и историко-архивное событие, потому что существуют какие-то события в нашем прошлом, вокруг которых идут споры. К таким событиям относятся и ряд самоубийств писателей. Самоубийство – это всегда некая тайна, загадка. И сочетание каких-то жизненных внешних факторов, внутренне самочувствие человека, который вдруг делает это, не изучено, хотя на эту тему написано очень много и у нас и за рубежом. У человечества нет метода и средств, чтобы однозначно любое самоубийство правильно расследовать. Раз так, то когда мы сталкиваемся с такими явлениями, то надо знать документы и факты.

Слава Богу, что музей Маяковского располагая этими документами, представил их в книге, за что нужно их поблагодарить. Вы знаете, сколько споров ведется не только вокруг самоубийства, но и вокруг Маяковского? Жизнь пошла таким образом, что под сомнение поставлен гигантский опыт строительства Советской жизни и всех тех явлений, которые так или иначе связаны с той революционной эпохой. Что касается Маяковского, то это не просто момент жизни писателя, а некоторые говорят, что в этом есть логика постоянного наступления на горло. Всегда в сознании очень многих такая проблема существует, поэтому задают очень много вопросов, так или иначе возникает тема самоубийства.

Правильно сделали, что опубликовали их в той последовательности, в которой они лежат в деле. В документах очень много односторонне фиксирующихся событий, фальсифицирующих истин и т.д. поэтому не надо думать, что издали документы и слава Богу. Можно привести сотни примеров, как документы уводили от истины. Нужно понимать, что такое документ и не бояться, если возникают какие-то противоречия. Никто никогда и нигде не заменит документы. Эти документы позволяют для очень многих глубоко погрузиться проблему, лучше представить то время, драму, трагедию Маяковского. Уже при первом прочтении исчезнут некоторые вопросы. Не хочу идти вглубь документов, они важны для всех, кто изучает проблему нашей культуры.

Когда мы только задумывали книгу, я предложил такое название: «Факты. Документы. Версии», но версии не журналистские, а те, которые отстояли свою точку зрения. Этот свод материалов позволяет провести очень серьезное исследование. Нужно честно анализировать, не так, как это сейчас наша публицистика. На самом деле, эти гигантские материалы дают нам такую возможность.

Автор Петр Дерябин
Петр Дерябин — журналист, корреспондент новостной службы Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить