Был ли Вильгельм II гомосексуалистом?

В течение 30 лет Вильгельм II был немецким кайзером. Император любил прибамбасы в униформе и крепкие словечки. Фигура Вильгельма II достаточно противоречива, по крайней мере, в оценках историков. Осенью в Германии выйдут две монографии о нем. В них ставятся такие важные вопросы: желал ли кайзер вступления Германии в войну до 1914 года? Был ли Вильгельм II гомосексуалистом?

До 1918 года день 27 января в течение целых десятилетий был праздничным днем. Раздавался колокольный звон, дети читали стихи. 27 января 2009 года в Германии большого праздника не будет. Хотя германскому кайзеру и королю Пруссии Вильгельму II исполняется 150 лет. Однако до сих пор нет ответа на вопрос, кем же был последний Гогенцоллерн.

22 сентября в Германии выйдут две книги о кайзере. Третий том биографии Вильгельма II написан мюнхенским историком К.Х. Беком (C.H. Beck ). И еще одна биография принадлежащая перу немецко-британского историка Джона К. Г. Рёля (C. G. Röhl).

Ответственен ли Вильгельм II за развязывание Первой мировой войны? На этот вопрос Рёль отвечает так: «Я пытаюсь привести доказательства того, что Вильгельм еще до 1914 года намеревался развязать войну, так же, как это было во время Балканского кризиса в ноябре 1912 года».

Тогда, после первой войны на Балканах, Болгария, Сербия и Греция чуть было не нанесли поражение Турции. Болгарские войска предприняли даже марш на Стамбул, так что России пришлось прикрикнуть, чтобы помочь Османской империи. Ситуация не была похожа на ту, которая сложилась в 1914 году. Однако Вильгельм отпрянул, утверждает Рёль, поскольку получил сообщение, что Англия в большой войне не останется нейтральной.

Через два года после выстрелов в Сараево, положение изменилось настолько, что Вильгельм уже не играл решающей роли, которая выпала на долю «генерального штаба, военного министра, рейхсканцлера и Министерства иностранных дел вместе». По версии Рёля, никто другой, а именно Вильгельм II был центральной фигурой в принятия ключевых решений по руководству Германской империей, по меньшей мере до начала войны 1914 года.

Такие высказывания кайзера, как «теперь или никогда. С сербами должно быть покончено, и лучше скорее»; или фраза, брошенная им в 1891 году перед собранием рейнских промышленников в Дюссельдорфе: «В империи только один властелин, и это я» - выдают в нем некомпетентного хвастуна.

Эти высказывания можно либо принимать всерьез как цельную программу, либо как негибкую политику по отношению к тому, что делал Бисмарк, который никогда не высказывал в прессе свой гнев по поводу своей отставки. То, что император говорил экспромтом свои бесчисленные речи, они находили слушателей, которым предназначались его слова.

Такие книги, как «Пруссия. Подъем и упадок в 1600 - 1947 гг.», которая вышла в 2007 году, и обещанная на осень биография «Правление последнего кайзера», принадлежат профессору из Кембриджа Кристоферу Кларку (Christopher Clark). По ним можно судить, что может рассказать о пруссаке урожденный австралиец. Во многом его труды опираются на исследования Рёля. Тем не менее, Кларк совершенно спокойно делает свои собственные умозаключения. В его интерпретации последний немецкий кайзер представлен самостоятельной фигурой, который в состоянии управлять оппозицией и достигать баланса сил в Берлине.

Определенную часть общественности всерьез волнуют другие связанные с кайзером темы. Интимная. О гомосексуализме Вильгельма. Рёль опроверг это еще в 2004 году, поскольку известен факт, что кайзер охотно делил свое ложе с двумя возлюбленными одновременно. Эберхард Штрауб (Eberhard Straub) почитает его как великого модернизатора (см. «Изобретение империи из духа модерна»/„Die Erfindung des Reiches aus dem Geist der Moderne“; Landt). Однако споры об этом не утихают.

Более важным представляется дискуссия с другим монументальным произведением о Вильгельме. К.Х. Бек спорит с автором по имени Ханс-Ульрих Велер (Hans-Ulrich Wehler), точнее с его трудом «История немецкого общества (1700-1990)». Автор в своем третьем томе муссирует давно устаревшие данные, основанные на трудах таких крупных историков, как Франц Шнабель, Генрих фон Трейчке или Томас Ниппердей, настойчиво изображая Вильгельма полностью негодным политиком: «Слабак на глиняных ногах. Не Вильгельм II нажимал на кнопки имперской политики своего времени, а действовали традиционные круги олигархов в союзе с анонимными силами авторитарной поликратии». Данная цитата находится, в пожалуй самом влиятельном учебнике по истории, выпущенном

Был ли Вильгельм II гомосексуалистом?
Был ли Вильгельм II гомосексуалистом?
на волне движения 68-го года.

Итак, был ли Вильгельм II сильным правителем, несет ли он главную вину за мировую бойню или он всего лишь разделяет ее вместе с жаждущей войны олигархией? Не был ли он попросту слишком глуп, чтобы управлять империей? Многое говорит о том, что именно так все и было. Вместе с тем Вильгельму было едва ли не предназначено разрушить доставшееся ему государство и привычный для европейцев мир.

Читайте в рубрике Культура

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить