Жанр: книга, чтобы ни о чем не думать

Понятие "женский детектив" живет своей жизнью — становится то ругательным словом, то определением жанра, а то его объявляют бессмысленным словосочетанием: нет, дескать, деления литературы на мужскую и женскую. Непонятно только, чего тут надо больше бояться: существительного или прилагательного? Все мы разные существа, бесспорно, но коли уж речь зашла о детективах, написанных женщинами, без определения не обойтись. (Припомнив, впрочем, утверждение Оскара Уайльда, что определить — значит ограничить). Но в рамках этой статьи давайте отнесемся к нему именно как к определению, не как к ярлыку.

А ведь в неприятии определения "женский детектив" повинны находящиеся по обе стороны баррикад. Ну, взяла бы какая-нибудь Аврора Дюпен-Дюдеван псевдоним Жорж Санд и настрочила бы пару-тройку детективов. Никто бы и не заметил.

Когда у Ирины Арбениной (автора книг "Элкиср вечной молодости", "Янтарная комната) и множества других образцов жанра) вышел один из первых ее романов — в одном московском театре решили, что кто-то из сотрудников, прикрывшись псевдонимом, описал неприглядную закулисную театральную жизнь. Провели собственное расследование, проанализировали текст… "В итоге пришли к выводу, что детектив написал… мужчина, а женский псевдоним взял, чтобы получше замаскироваться. Никакого специфического "женского взгляда на расследование" в романе они не обнаружили", — рассказывала Арбенина.

Пытаясь доказать, что различия между мужской и женской прозой, включая и детектив, не существует, г-жа Арбенина вывела себя на чистую воду, фактически расписавшись в творческой несостоятельности. Неотличимость ее от автора-мужчины означает, что в произведениях Арбениной нет "изюминки" — они бесполы и бесплодны. Разница между мужской и женской прозой (добавим, и стихами) столь же очевидна, как различие в анатомии и психологии сильного и слабого полов. Женщинам свойственна такая острота и наблюдательность, которая мужчинам и не снилась. Этот тезис доказывает вся мировая детективная литература, написанная настоящими писательницами.

Женский детектив начался не с пишущих женщин вроде Сапфо, Жорж Санд, мадам де Сталь, Ахматовой или Тэффи. Его истоки все-таки уходят в традицию английских мастеров детективного жанра.

Фото: AP

Вдохновившись образом Шерлока Холмса, принадлежащего перу Конан Дойла, Агата Кристи создала интеллектуала Эркюля Пуаро и типичную англичанку мисс Марпл. Та стала собирательным образом, напоминающим главных героинь писательниц Мэри Элизабет Брэддон и Анны Кэтрин Грин. Но если Агата Кристи — королева детектива, то Анна Кэтрин Грин — его родоначальница. Она первая и назвала свои произведения детективами. Эта талантливая писательница стояла у истоков полицейского романа, исторического детектива и романа о частном сыске.

Читайте также: Неразгаданные тайны "королевы детектива"

Ее дебютный роман "Ливенвортское дело" (1878) стал первым в США бестселлером и вызвал оживленную дискуссию в сенате штата Пенсильвания. Отцы-сенаторы всерьез задавались вопросом "Могла ли женщина написать подобное произведение?" Поскольку отец Анны Кэтрин работал адвокатом, она была знакома с кухней полицейских и судебных инстанций. Хорошая осведомленность в сочетании с талантом позволили ей создать таких персонажей, как нью-йоркский полицейский Эбенейзер Грайс, его помощник Калеб Свитвотер, сотрудница частного сыскного агентства Вайлет Стрендч и старая дева Амелия Баттерворт.

Однако не эта старая-дева сыщик (spinstar detective) стала прототипом для мисс Марпл. Сама Агата Кристи говорила, что образ пожилой леди получил много черт ее любимой бабушке. Что ж, даже классик литературы — особенно литературы женской — может позволить себе кокетство…

Пока российский читатель листал до дыр переводные произведения, а творчеству Достоевского отдавал предпочтение роману Крестовского "Петербургские трущобам", отечественные писатели и критики никак не хотели жаловать столь низкопробную литературу и разобраться в ее феномене. Какие уж тут писательницы, если и мужчин, писавших детективные истории, у нас в прежние времена было — раз-два и обчелся. Положение дел мало изменилось и после революции. И хотя с высоких трибун, говоря об экономике, постоянно напирали на "массовость" (ширпотреб равно продукция массового потребления), в литературной критике и планах издательств господствовали совсем другие приоритеты.

Тем временем в Европе продолжается эволюция жанра. На сцене появляется иронический детектив. В СССР эпизодически переводят писательницу из братской Польши Иоанну Хмелевскую. В середине 1990-х годов на рынке появляются более 50 ее романов, разошедшихся тиражом более восьми миллионов экземпляров. Критики давно отметили, что все русские "ироничные детективщицы" вышли из "Покойника" пани Иоанны (имеется в виду детективный роман Хмелевской "Что сказал покойник" — прим. ред.). Однако нельзя не отметить, что ирония пани Иоанны несколько иного свойства, нежели юмор ее русских последовательниц.

Фото: AP

Примерно в то же время, когда стали появляться иронические штучки Хмелевской, Анн и Серж Голоны "изобретали" свою Анжелику. Они буквально высчитали успех, о чем потом и рассказывали журналистам. Оказалось, что во времена сексуальной революции читательская потребность сосредоточена на женском образе, стоящем в центре повествования. А век — век должен быть галантным! Хмелевская тоже не копировала, а просто почувствовала дух времени. Свою героиню она сделала женщиной с хорошо развитой интуицией, а не классическим сыщиком с холодным аналитическим умом.

В некотором роде "наследницей" польской пани в нашем культурном пространстве становится Дарья Донцова. Мнение литературного критика Юлии Демьяненко: "Как говорят большинство читателей Донцовой, за чтением ее детективов можно расслабиться и ни о чем не думать. С ними хорошо ехать в метро, читать их в очередях в поликлинике или на отдыхе. Донцова обработала благодатную почву: асексуальная незадачливая героиня, попадающая в разные переделки. Вредные соседи, неугомонные дети, лающие собаки — все это создает комедию положений: за сюжетом уследить трудно, читать интересно".

Читайте также: Дамская проза — бренд или диагноз

Марина Анатольевна Алексеева, она же Александра Маринина, стала родоначальницей женского детектива в постсоветской России. Исчезновение прежних цензурных запретов и читатель, изголодавшийся по легкому чтиву, способствовали быстрой коммерциализации подобных проектов. И появления как после грибного дождя: Устиновой, Шиловой, Серовой, Дашковой, Платовой, Гормаш-Роффе, Крамер и других, несть им числа.

Ширпотреб, к которому относится детективная беллетристика, уступает классике, как массовая продукция уступает ручной и элитной "от кутюр". Но это еще не значит, что ширпотреб не должен быть качественным. Кто его будет носить, простите, читать?! Книжная продукция должна быть прибыльной, а для этого ей необходимо соответствовать определенным условиям: быть сюжетно-занимательной. Заданные жесткие рамки и диктуют сюжетные и стилистические шаблоны, которые так раздражают утонченных эстетов и любителей "думающей" литературы. Им скучно от узнаваемости сюжетных линий, напоминающих героев-резонеров театра времен классицизма с его принципами трех единств. Думается, что успеху первых романов Бориса Акунина способствовала их языковая стилизация под позапрошлый век. А ведь в детективах в прокрустово ложе загнан и сам стиль писателя.

Настоящее время в книжном измерении — это апогей женской прозы, точнее женского детектива. Определение, которое вызывает неприятие только со стороны неудачниц, работающих в этом жанре, или каким-то образом спекулирующих на бойкой теме. У фавориток женского детектива подобное разделение на мужское и женское вызывает улыбку Сфинкса. Как мы все помним из мифа, это чудовище с телом льва и женской головкой задавало путникам вопросы. И поедало не справившихся с заданием без хрена, кетчупа и горчицы.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
Комментарии
Евросоюз сделал роуминг бесплатным
СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
Рост цен и доходы россиян: главные задачи правительства — Никита МАСЛЕННИКОВ
Девушка в инвалидном кресле впервые приняла участие в конкурсе "Мисс мира"
Зачем Россия в ответ на санкции скупает золото — Алексей ВЯЗОВСКИЙ
Эксперт: Попытки ввести уроки полового воспитания, особенно в начальной школе, - настоящее растление
ЭКСПЕРТЫ — о том, что мешает отменить роуминг в России
Путин честно объяснил рост цен на бензин
Навальный поднял на смех депутата-инвалида по зрению
Санкции США: захочет ли Россия ответить?
Диагноз психолога: Стресс от ЕГЭ легко может довести до суицида
"Большая четверка" операторов ответила на требование ФАС о роуминге
Дочь Ильхама Алиева делала селфи в зале ООН, пока отец говорил о Карабахе
В России падение цен достигло максимального уровня за последние 14 лет
Юлия ЧИЧЕРИНА: "Впервые буду смотреть "Евровидение"
Новые санкции США против России: почему их не стоит бояться
Десять российских партий объединились в блок "Третья сила"
Адвокат ивантеевского стрелка рассказал о том, что тот просит прощения
Вадим ДЕНЬГИН: сотовые операторы — жирные коты — должны зависеть от нас, а не мы от них
За облаками: в чем причина громадных цен на авиабилеты
Как государство защитит социально уязвимых потребителей — Валерий РЯЗАНСКИЙ