Автор Юрий Енцов

Деревня Гадюкино – село или бренд?

229074.jpegПридуманная очень давно, чуть ли не в советские времена, Виктором Шендеровичем деревня Гадюкино стала поводом для судебной тяжбы. Писатель подал в суд на издательство, опубликовавшее роман с этим словосочетанием в названии. Коптевский суд столицы уже в наше время, вот только что, принял к разбирательству иск гражданина Шендеровича о защите интеллектуальной собственности.

Известный писатель, сатирик и шоумен попросил взыскать с издательства "Эксмо" компенсацию за нарушение авторских прав и моральный вред. Сумма, указанная в иске, — около 400 тысяч рублей. То есть Виктор Анатольевич оценил свой моральный и материальный ущерб в 10 тысяч условных единиц, будь то доллары или иная хорошая валюта.

Спор возник из-за романа "Император деревни Гадюкино" Дарьи Донцовой. Шендерович заявил суду, что издательство растиражировало книгу, в которой "используется его метафора". К тому же у него есть претензии по прежнему договору на издание одного из его произведений, поскольку спустя несколько лет "Эксмо" выпустило дополнительные тиражи, не поставив автора в известность.

Знаменитая фраза про "деревню Гадюкино" есть в сочиненном Шендеровичем скетче "И коротко о погоде", опубликованном в его книге "В деревне Гадюкино — дожди" в начале 90-х. К скетчу имеет отношение и еще один талантливый человек, Геннадий Хазанов, ставший его первым, лучшим, а возможно, и единственным исполнителем: "…Во вторник в Европе сохранится солнечная погода, на Средиземноморье — виндсерфинг, в Швейцарских Альпах — фристайл, в деревне Гадюкино — дожди. В среду еще лучше будет в Каннах, Гренобле и Люксембурге, совсем хорошо в Венеции, деревню Гадюкино — смоет…". Для большинства с этими словами ассоциируется именно Хазанов, а не автор Шендерович.

Благодаря звучному названию вымышленный топоним вообще получил довольно широкое распространение, многие россияне готовы переименовать или почти уже переименовали в Гадюкино какую-нибудь свою "малую родину".

Читайте также: Ленин обновил Даля неприличным словом

У Дарьи Донцовой (а точнее — Агриппины Аркадьевны Васильевой, таково настоящее имя детективщицы), автора более сотни книг, в последнее время дела идут неплохо. Причем Васильева-Донцова, как автор "иронических детективов", к писаниям своим относится легко и беззаботно — по виду. Думаю, что только по виду.

А вот Александра Маринина, она же Марина Анатольевна Алексеева, коллега Дарьи Донцовой по цеху, автор около сорока книг, вроде бы детективщица серьезная. Но и она недавно сочинила роман, озаглавив его "Жизнь после жизни", странным образом, ну просто слово в слово, повторив название книги Раймонда Моуди "Жизнь после жизни" (продолжение его бестселлера "Жизнь после смерти"). Марина Алексеевна, будучи кандидатом юридических наук и подполковником милиции запаса, заблаговременно зарегистрировала в качестве товарных знаков своей псевдоним "Александра Маринина" и словосочетание "Настя Каменская". А вот Раймонд Моуди ничего такого с названием своей книжки не сделал. Как и легкомысленный Виктор Шендерович.

Не знаю, стал бы Виктор Анатольевич, издавший, в отличие от вышеназванных коммерческих писательниц, всего-то около двадцати книжек, подавать в суд, скажем, на Татьяну Никитичну Толстую, внучку автора "Гиперболоида инженера Гарина", "Приключения Буратино" и маму успешного дизайнера Артемия Лебедева?

229071.jpegС Татьяной Никитичной лет десять тому назад случилась похожая история. Она написала роман "Кысь" — постапокалиптическую антиутопию, рассказывающую про то, что может произойти с Россией в результате ядерной войны. Но вот беда, другой серьезный писатель, Владимир Кунин, тоже написал роман с очень похожим названием "Кыся". Они не судились, поскольку коммерческими писателями не являлись, не являются и являться не собираются, оставаясь прозаиками, художниками слова.

Что касается Виктора Анатольевича, то он тоже считается, и небезосновательно, художником слова. Кроме того, долгое время был ведущим на радио "Свобода". Однако с ним случилась неприятность. Он попал не в ту компанию, не в том месте и не в то время. Проводил он это время вместе с другим талантливым писателем, а теперь еще политиком Эдуардом Вениаминовичем Лимоновым (Савенко) и молодой, симпатичной девушкой легкого поведения. Тот вечер был бесстрастно зафиксирован на скрытую видеокамеру неизвестными недоброжелателями — то ли Лимонова, то ли Шендеровича. (Американцы подтвердили мнение о себе как о приверженцах пуританской морали.)

Лимонову — все как с гуся вода, он про себя еще не то сочинял. А вот Виктору Шендеровичу — не поздоровилось, он был вынужден уйти с "вражеского голоса". Хоть и простенькая была подстава, но она оказалась очень действенной. Возможно, с тех пор Виктор Анатольевич превратился из успешного шоумена в стареющего небогатого писателя и вынужден бороться за каждую десятку тысяч долларов…

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Почему власть прекращает финансирование ГЛОНАСС
Лукашенко пригрозил расстреливать воров "как в 90-е"
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса