Дамская проза - бренд или диагноз

Культурный мир еще не определился, что такое женская литература. Произведения, написанные женщинами, или исключительно для женской аудитории? Как бы то ни было самый известный роман Шарлотты Бронте, вышедший в свет в 1847 году, "Джейн Эйр", пережил десятки экранизаций. А 11 марта в американский прокат выйдет очередная киноверсия от Кэри Фукунага.

Самый известный роман Шарлотты Бронте, вышедший в свет в 1847 году, рассказывающий историю выросшей в приюте сироты Джейн Эйр и поступившей на службу к таинственному мистеру Рочестеру, пережил десятки экранизаций. 11 марта в американский прокат выйдет очередная киноверсия от Кэри Фукунага.

Хотя английский режиссер — мужчина, сочетание японского имени и имени писательницы напомнили о существовании в Японии уникальной разновидности "дамского романа" — яой. Этот возникший в 1970-е годы жанр основан на женских эротических фантазиях, которые для женщин создают писательницы.

В отличие от Страны Восходящего солнца, где яой с момента своего появления относился к порнографической литературе, натурализованное на Западе понятие воспринимается чаще как синоним для обозначения специфической азиатской слеш-литературы. Иногда дефиницией слеш пользуются для обозначения аниме и манга, а также произведений жанра фанфикшен и фан-арт, персонажи которых вступают в гомосексуальные связи.

Читайте также: Дина Рубина: "Сейчас — эпоха женщин"

Восточный, в данном случае, самурайский (у представителей низших сословий он иной) менталитет не предполагал, чтобы девушка главенствовала в романтических отношениях. Поэтому место женского персонажа занял юноша или молодой мужчина-гомосексуалист с женственной внешностью. Кроме того, японская живопись, в отличие от китайской, не брезговала изображением совокупляющихся тел. Как видим, этот жанр японской женской литературы (и добавим, анимации, компьютерных игр и т.д.) отличен от западного восприятия. Даже когда в ход идут похожие термины.

Фото: AP

У нас тоже, похоже, не определились, что такое женская литература. Произведения, написанные женщинами, или исключительно для женской аудитории? Если верно первое утверждение, то дамская проза — это успешный бренд или справедливый диагноз? С уверенностью можно говорить о том, что появление женщин-писательниц совпало с возникновением феминизма. До этого исторического феномена женщина служила музой для поэта. Женщина вдохновляла писателя и художника. Сама же она оставалась безгласной. Хотя среди представительниц прекрасного пола и в былые эпохи находились удивительные экземпляры. Жена Перикла, прекрасная куртизанка Аспазия, находила удовольствие в спорах с умнейшим человеком Древней Греции — Сократом. Из произведений легендарной Са(п)фо мало что сохранилось, но, похоже, такая поэтесса действительно творила на Лесбосе.

Мужчины во все эпохи и в разных державах жили по принципу, изложенному китайским мастером портрета, жившим в поздний период эпохи Мин, Чэнь Хуншоу: "Пить вино, любить женщину, писать иероглифы, создавать картину, сочинять стихи — все это по природе своей одинаково". Мужчина — творец, демиург. Поэтому до сих пор некоторые мужчины не могут избавиться от маскулинной точки зрения на женские художества.

Сильную сторону женской прозы очень точно уловила известная писательница Людмила Улицкая: "То, что попадает в боковое зрение, оказывается самым важным. Идешь по определенному маршруту из точки А в точку Б — и приходишь в нее. Но самым существенным в путешествии оказывается то, что ты увидел боковым зрением справа или слева. Я продолжаю оставаться биологом, антропологом. Все на свете, имеющее отношение к человеку, относится к области антропологии. И меня интересуют не проблемы, явления, идеи, а собственно человек в соприкосновении с проблемами, идеями и прочим".

Канула в прошлое эпоха, когда властителями дум становились писатели. Из числа писательниц их не вышло ни одной. Знаменитые Гарриет Бичер-Стоу и Этель Лилиан Войнич написали соответствующие духу времени произведения, но по определению не могли стать кумирами общества или, наподобие Льва Толстого, символами движения. Не женского плеча ноша сия. У женской прозы своя сильная сторона, в которой беспомощно барахтаются авторы мужчины. Сила писательниц в восприятии мелочей, ускользающих от писателей.

Читайте также: Критик: Толстой предсказал путь цивилизации

Женская литература — определение, которым приходится пользоваться за неимением лучшего и которое зачастую бесит некоторых литературных дам, — кинематографична. От внимания объектива камеры не ускользает ни одна тень, как она не ускользает от внимания настоящей писательницы. Экранизация произведений, написанных женщинами, продолжает возрастать. Многочисленные литературные продолжения, киносиквелы, мюзиклы, пародии и прочее одной только крошечной книжечки Мэри Шелли "Франкенштейн" достигла уровня, когда в пору заносить эту новеллу в "Книгу рекордов Гиннеса".

Можно ли поверить, что это первая повесть 19-летней девушки? Что это плод двух ведущих литературных традиций предромантизма — готического романа и проблемно-философского романа Просвещения? Все дело в силе таланта, а не в половой принадлежности пишущего. Совсем скоро мы прочитаем анонс об очередной экранизации произведений "женской литературы".

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить