Дума о Ермаке: поэзия и правда

Написанная в 1821 году Кондратием Рылеевым «дума» на «Смерть Ермака», которая впоследствии стала популярной народной песней, содержит в себе некоторую поэтическую вольность. Простительная поэтам, она перекочевала к ним из добротных исторических сочинений - летописей. Однако и в них содержится много легенд. Правду пришлось собирать по крупицам.

Освоение Сибири, начатое казаками под руководством Ермака в Зауралье, явилось крупнейшим событием русской истории. Предпринятая в эпоху Ивана Грозного колонизация Сибири поставила перед историками целый ряд проблем. Начиная от датировки года, в который этот поход начался, и до подлинной биографии Ермака Тимофеевича. Тут всё загадка: и происхождение, и гибель и даже прозвище легендарного героя.

По одной из версий, Ермак происходил из волости Борок на Северной Двине, по другим – из Тотемских волостей Вологодского уезда или из вотчин купцов-солепромышленников Строгановых на реке Чусовой. В 18 веке было переписано «Сказание», принятое тогдашними книжниками за автобиографию Ермака. Не все тогдашние дворяне имели собственную писаную родословную, что уж говорить о вольном казаке!

Крупнейший знаток средневековой Руси историк Руслан Скрынников замечает: «Сочинители родословия Ермака допустили забавную ошибку. Они рассматривали имя «Ермак» как прозвище и приписали ему чуждое значение – «таган» или «жернов». Они не догадывались о том, что атаман носил православное имя Ермолай, от которого и произошло сокращение «Ермак».

Настоящее прозвище казачьего атамана содержится в документах Посольского приказа: «Прозвище ему было у казаков Токмак». Из-за различия в говорах это прозвище имеет разные значения. Токмачить – толочь, а слово «токмач» обозначало увесистый пест либо «бабу» для трамбовки земли. Другие, говоря «токмачить», подразумевали «бить», «колотить», «толкать». «Токмак» - деревянная колотушка. В любом случае в имени Токмак сокрыт намек на физическую силу.

По приблизительным расчетам ко времени похода в Сибирь Ермаку Тимофеевичу было не меньше 40-50 лет. Это следует из рассказов пожилых сибирских казаков. Когда они только начинали свою службу, Ермак уже командовал станичниками и числился атаманом. Достигнуть высоко звания, и заслужить доверие товарищей по оружию можно было лишь проведя «в поле» не менее четверти века.

Со школьной скамьи помнятся рылеевские строки: «Лишивши сил богатыря/ Бороться с ярою волною,/ Тяжелый панцирь - дар царя/ Стал гибели его виною». Кондратий Рылеев, конечно, не сам придумал историю о том, что якобы панцирь - подарок Иоанна Грозного атаману – стал причиной гибели покорителя Сибири в бурных водах Иртыша. Один летописец вообще представил последний ночной бой Ермака в таком свете, что будто бы казаки бросились к груженным добычей лодкам и оставили на берегу своего атамана.

Во-первых, Иван Грозный никогда не дарил Ермаку панциря. Согласно документам Посольского приказа, царь Иван IV пожаловал казаков «многим жалованьем – деньгами и сукном», а Ермака и атаманов наградил золотыми монетами. Как и не пожаловал Ермаку титул «сибирского князя», а только приказал ему «быть в Москве». Во-вторых, «даже в дни походов воины надевали тяжелые панцири лишь перед боем».

Скрынников пишет о казаках: «Никогда никто из них не спал в доспехах. Во время ночной тревоги у Ермака едва ли было время облачиться даже в один доспех». Можно лишь предположить, что он успел облачиться в кольчугу.

Еще у поэта есть такие строки: «Товарищи его трудов,/ Побед и громозвучной славы,/ Среди раскинутых шатров/ Беспечно спали близ дубравы». Современный историк не согласен, что казаки проявили беспечность. Опасности и риск приучили казаков к осторожности. Свои «пологи» казаки ставили подле борта корабля, и когда люди хана Кучума напали на их лагерь, они быстро заняли каждый свое место на судах.

Отряд, насчитывавший, вероятно, немногим более ста казаков, остановился на ночлег на иртышском берегу близ Вагая. К полуночи разразилась буря. Во тьме ничего не было видно. Шум августовского ливня заглушал любые звуки. Татары, давно следившие за передвижением казаков, неожиданно напали на отряд. Оставшиеся в живых казаки на склоне неохотно вспоминали этот трагический эпизод. Но народ, не только русский, стал складывать о Ермаке песни. Так родилась легенда.

Читайте еще в разделе "Культура".

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить