Первые 3D-фильмы родом из Третьего рейха

Традиционно считается, что технологию трехмерных съемок изобрели только в 50-е годы прошлого столетия в Голливуде. Однако совсем недавно известный австралийский режиссер Филипп Мора, который вот уже около сорока лет занимается историей киноискусства в нацистской Германии, случайно обнаружил пылившиеся в берлинских архивах копии двух 3D-лент.

Голливудская технология стереоскопической съемки не получила широкого распространения из-за дороговизны оборудования и сложности процесса производства фильмов. Между тем, подобная технология разрабатывалась и в СССР. В 1941 году вышел фильм "Земля молодости" Семена Иванова с объемным изображением. Но для просмотра требовался растровый экран, специальных очков тогда еще не было.

О том, что стереоскопические фильмы снимали и в нацистской Германии, причем, по-видимому, задолго до голливудских лент, мир узнал благодаря Филиппу Мора, прославившемуся как автор документального фильма "Свастика", в который вошли кадры "домашнего" видео с участием Адольфа Гитлера, отснятого Евой Браун на вилле в Баварии. В настоящее время режиссер работает над новым документальным проектом, посвященным манипуляциям пропагандистского аппарата нацистов в целях контроля над жителями Германии.

В процессе работы над картиной Мора занялся изучением архивов геббельсовского министерства пропаганды в Берлине. Там он и наткнулся на две трехмерные ленты с пометкой Raum Film (пространственный фильм). Выяснилось, что они были сняты независимой студией по заказу министерства. Для съемки, скорее всего, использовались два объектива и помещенная перед ними призма. По-видимому, ленты не пользовались большим успехом в прокате, и о них просто позабыли.

Одна из лент (обе сняты на 35-миллиметровую пленку и длятся каждая по полчаса) носит название: "Это настолько реально, что ты можешь это потрогать". В фильме речь идет о пикнике, и прямо на зрителя летят брызги от жареной колбасы… Вторая картина рассказывает о компании из шести девушек, отправившейся на прогулку в выходные.

"Качество эти фильмов просто фантастическое, — заявляет Филипп Мора. — Нацисты были помешаны на документации всего и вся и старались контролировать каждое изображение — все это было частью того, как они захватили власть над страной и ее народом".

Политическая пропаганда проникала не только в кино, но и практически во все сферы искусства нацистской эпохи, утверждают эксперты. Так, в мае 1933 года были проведены акции публичного сожжения книг на площадях университетских городов Германии. С марта 1933 года во всех округах организовывались экспозиции "выродившегося искусства", состоящие из работ, конфискованных из музеев и частных собраний: в Мангейме прошла выставка "Большевизм в культуре", в Нюрнберге — "Камера ужасов и искусстве", в Дрездене — "Искусство на службе разложения". С июля 1937 года по июль 1939 года в Мюнхене работала передвижная выставка "Дайте нам четыре года сроку", которую за два года посетило около двух миллионов человек. Более двадцати тысяч "вырожденческих" работ были заключены в спецхранилищах или проданы с аукционов. В 1938 году 4289 работ было сожжено во дворе Главной пожарной команды в Берлине… "Неблагонадежные" художники и скульпторы, не разделявшие политическую линию НСДАП, подвергались обструкции, их лишали работы и возможности демонстрировать свое искусство публике. Исключение составляли лишь вышеупомянутые идеологические акции.

Читайте также: Вагнер и Гитлер: пророчество Льва Толстого

Одновременно насаждалось альтернативное "арийское" искусство. В 1934 году на VI съезде партии в Нюрнберге была принята "Культурная программа НСДАП". В ней говорилось: "…Так как мы думаем о вечности Империи, произведения искусства тоже должны стать вечными; они должны, так сказать, удовлетворять не только величием своей концепции, но и ясностью плана, гармонией своих соотношений. Эти сильные произведения станут также возвышенным оправданием политической силы немецкой нации".

Часто, особенно на пропагандистских плакатах, использовалась военная символика тех лет: марширующие солдаты рейха, вооруженные воины, самолеты… Одной из самых распространенных у нацистов была "жертвенная" тема. Слово "жертва" (Opfer) было одним из самых любимых терминов, употребляемых Гитлером. Плакаты с изображением погибших штурмовиков призывали к мести за погибших товарищей.

Любопытно, что сам Гитлер любил рисовать пейзажи и натюрморты, а вовсе не монументальные портреты. И картины его были весьма недурны — в противовес общепринятому мнению, что фюрер был полной бездарью в живописи. Одаренность его как художника подтверждают и современные эксперты. Кто знает — быть может, пройди Адольф Шикльгрубер в свое время по конкурсу в Венскую академию художеств, куда он так стремился, судьба Германии сложилась бы иначе. Хотя, скорее всего, тогда его место просто-напросто занял бы кто-то другой…

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook

Это свершится совсем скоро, буквально на днях. "Аллея правителей" пополнится бюстом первого президента России Бориса Ельцина. Избежать этого уже невозможно...

Будет стоять: зачем Москву украсят бюстом Ельцина

Пока Россия ведет на дипломатическом фронте войну с США и Великобританией, ближайшие союзники Москвы по СНГ начали постепенно сближаться с Вашингтоном.

Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Комментарии
Роскомнадзор блокирует Google из-за Telegram
В "бархатную революцию" в Ереване вмешались священники
США подстрекают Украину повысить тарифы на газ
Чем опасно единение с католиками?
Порошенко не нарадуется украинскому паспорту
Губернатор Севастополя возомнил себя барином?
Лондон обнародовал имя "отравителя" Скрипалей
Простые британцы просят у России извинений за "дело Скрипаля"
Лондон обнародовал имя "отравителя" Скрипалей
Лондон обнародовал имя "отравителя" Скрипалей
Китай поддержал решение Ким Чен Ына "сдать" ядерную бомбу
Заморожены активы компании "Ренова" олигарха Вексельберга
Роскомнадзор блокирует Google из-за Telegram
Заморожены активы компании "Ренова" олигарха Вексельберга
В Латвии требуют освободить арестованного защитника русских школ
Лондон обнародовал имя "отравителя" Скрипалей
Простые британцы просят у России извинений за "дело Скрипаля"
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Германия настаивает на приглашении России на саммит "Большой семерки"
Без лишнего шума: о чем поговорили глава Генштаба и главком НАТО