Римский император Август знал прикуп, но жил в Риме

Античные историки описывали римского императора Августа Октавиана как очень неприхотливого человека. На самом деле племянник и приемный сын Юлия Цезаря жил во дворце размером с небольшой город, который окружали святыни бога Аполлона. Современные археологи решительно опровергают некоторые исторические легенды.

Найден грот, где волчица вскормила Ромула и Рема

В прошлом году археолог из римского университета “La Sapienza” Андреа Карандини на холме Палатин обнаружил пещеру, в которой, как утверждала легенда, волчица вскормила своими сосцами основателей Рима - братьев Ромула и Рема . Хотя украшенный морскими раковинами и мрамором грот уже раньше вызывал определенные сомнения у серьезных историков, Карандини принялся за осуществление собственного проекта. На римском холме Палатин, неподалеку от грота Ромула, в 60-е годы прошлого века был обнаружен дворец императора Августа, который с тех пор тщательно и кропотливо реконструировался. В марте 2008 года открыт доступ для посетителей в 5 помещений дворцового комплекса. Карандини считает, что эта находка, помимо своего историко-культурного значения, перебрасывает мостик от мифа об основании Рима и «золотого века» Августа к принятию христианства при Константине Великом.

Юлий Цезарь выглядел иначе, чем считали историки

Гай Октавий , впоследствии получивший имя Август (63 -14 гг. до н.э.), примерно в 43 г. до Р. Х., через год после убийства его приемного отца Цезаря , приобрел земельный участок для своего дворца на холме Палатин. Дворец располагался между форумом (Forum Romanum) и Большим цирком (Circus Maximus), чтобы, по мнению Карандини, наглядно продемонстрировать преемственность своей власти от основания Города. В центре дворцовых построек находился старый дом оратора Квинта Гортензия, который по распоряжению Августа окружили близлежащими земельными участками.

По свидетельству историка Светония : «Жил он [Август] сначала близ римского форума, над Колечниковой лестницей, в доме, принадлежавшем когда-то оратору Кальву, а потом – на Палатине, в доме Гортензия; но и этот дом был скромный, не примечательный ни размером, ни убранством, - даже портики были короткие, с колоннами альбанского камня (дешевый вулканический туф из альбанских каменоломен близ Рима, мягкий и легко выветриваемый – ред. ), а в комнатах не было ни мрамора, ни штучных (мозаичных? – ред. ) полов. Спал он больше сорока лет в одной и той же спальне зимой и летом, и зиму всегда проводил в Риме». Этот пассаж историки комментируют так: обычно римляне летом жили на теневой стороне дома, а зимой на солнечной.

«Я выступаю за правление, основанное на согласии, не меньше остальных, - сказал однажды Оливер Кромвель , - но если вы спросите меня, как установить его, я честно отвечу: не знаю». Историки прежде были убеждены, что ближе, чем Кромвель, и прочие диктаторы, к решению этой проблемы подошел Октавиан Август.

В 30 г. до н.э., после победы над Антонием и Клеопатрой , став единоличным правителем огромной империи, Август, как и прежде, оставался скромным. Вкусы и наклонности его были простыми. В согласии с имперской пропагандой, он хотел заставить других поверить, что он всего лишь „ primus inter pares “ -первый среди равных. Найденный дворец (в настоящее время открыта площадь примерно 8500 кв.м. и это еще далеко не все) вопиет о совершенно другом. Уже то, что сейчас найдено, позволяет усомниться в заявленной его апологетами скромности императора.

Перечисляя обвинения и нарекания в адрес цезаря, Светоний пишет, что Август опроверг «упрек в роскоши, так как даже после взятия Александрии он не взял для себя из царских богатств ничего, кроме одной плавиковой ( murrinum ) чаши, а будничные золотые сосуды вскоре все отдал в переплавку». Может следует пересмотреть и пресловутое бескорыстие Гая Октавия? Или ошибался автор, живший через столетие после смерти Августа?

В году 36 г. до н.э. во дворец попала молния. Тогда, на самом пике гражданской войны, в высшей степени потрясенный Октавиан, готовящийся к решающей схватке с Антонием, обратился к оракулу, который изложил ему волю бессмертных богов. Аполлон рассержен, что для него не нашлось места во дворце. Феб потребовал и Август, засыпав старое место, возвел новый дворец, общей площадью 24 000 кв.м. Вокруг возвели претенциозное святилище Аполлона. Сохранившийся рельеф дает представление об архитектуре храма.

Из этого дворца Август управлял римской империей
Из этого дворца Август управлял римской империей

В действительности наряду снебольшими частными владениями хозяина и членов его семьи тут же располагались также храмовые и государственные постройки. Так, например, Август перенес резиденцию главного жреца -Великого понтифика, должность которого он исполнял уже в 12 г. до н.э., с форума на Палатине к храму богини Весты. Роскошная колоннада и освященный участок земли, по мнению Карандини, могли располагаться перед входом в грот Ромула.

С годами, старея, властитель переносил заседания сената в свои частные покои, для которых был построен, например, зал курий. Его библиотеку, украшенную остатками настенных росписей с выступающими из стен каменными нишами, которая не должна была уступать по размерам библиотеке в Александрии, можно теперь увидеть своими глазами. «Дом Августа – это и святыня, и город», - констатирует Карандини на страницах немецкой газеты «Вельт».

В 4-м веке Анастасия, сестра императора Константина, в честь своей небесной покровительницы возвела базилику – первую христианскую церковь в сердце «вечного города», считает Карандини. 25 декабря 325 г. н.э., в годовщину казненной при Диоклетиане мученицы Анастасии, принявший христианство император Константин установил обязательное празднование Рождества. Вероятно, это первое официальное Рождество справили в базилике святой Анастасии на Палатине уже в 326 г. Карандини усмотрел в этом стратегию Константина по превращению культового места языческого Рима - пещеры Ромула - в блестящий христианский праздник: «Церковь построили, чтобы превратить это языческое культовое место в христианское».

Таким образом, Карандини уводит христианскую историю назад к античным мифам и тем подтверждает свое убеждение, что Рим не «самообъяснителен» и никакой памятник нельзя понять без исторического контекста. Поэтому он и его команда работают над созданием системы информации, которая позволит вводить отдельные находки в единое целое. В перспективе нас ожидает создание большого античного музея Рима, который документально поведает нам историю Вечного города с его основания.

Читайте еще в рубрике.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить