Любимов и Шемякин о Высоцком

В день, когда Володе Высоцкому исполнилось бы 70 лет, в театре на Таганке прошла пресс-конференция. В качестве главных действующих лиц присутствовали: театральный режиссер Юрий Петрович Любимов и художник Михаил Михайлович Шемякин. Роль принца Датского не была последней для актера, но именно она сгубила великого Певца. Так ли это?

День рождения Владимира Высоцкого сейчас отмечает вся страна. Все и всегда его почитали. Клялись в вечной дружбе. Местами даже любили. Достаточно прочесть высказывания тех, кто действительно был знаком с Поэтом. Перед вами не столько воспоминания о Высоцком, сколько представление о тех, кто его как бы знал. Итак, друзья и знакомые самого значимого человека - режиссер Юрий Любимов и художник Михаил Шемякин.

Михаил Шемякин о своей новой скульптурной композиции, воздвигнутой накануне юбилея Высоцкого в Самаре, говорит охотно. В глубинку на открытие своего творения художник не поехал, мол, обещал быть в театре у Любимова. Однако о скульптуре своего друга в образе Гамлета высказался так:

- Работа длилась свыше 3 лет. Володя не в джинсах, а в костюме той эпохи. Он опирается на гитару как на шпагу. Памятник состоит из 42-х станковых листов, по количеству прожитых Володей лет. 43-й лист – это многоплановый портрет Высоцкого. Задача заключалась в том, чтобы показать, чем был опасен этот 40-летний парень власть имущим: почему его сажали на Лубянке, пытались пришить уголовное преступление, почему его не выпускали за границу, даже когда он был женат на Марине Влади, почему не давали ему петь, не издавали его книги. Это рассказ в бронзе о том, чтобы заставить людей думать, что хотел сказать своим творчеством Высоцкий, и что раскрыл в нем Шемякин.

На некорректный вопрос, кто же развалил СССР – диссиденты или патриоты, Шемякин отвечает:

- Володя не любил употреблять слово «диссидент», потому что им обозначали людей, которые занимались политикой. Диссиденты – это друзья моей юности Володя Буковский, живущий ныне в Кембридже, Наталья Горбаневская, великолепная поэтесса. Нас, которые вне политики, называли иначе – инакомыслящие. Мы жили в то время, когда смотреть на мир своими глазами было уже преступлением. Мыслить иначе, чем это было дозволено партией, уже преступление. Однажды на студию, где я выступал, позвонил некий скрипучий голос и сказал, что такие, как вы и ваш Высоцкий, погубили великую страну. В отличие от других этот голос не представился и не пожелал доброго здоровья. Да, Бог ему судья!

Свои собственные ощущения мастера искусства выдают за откровения о Высоцком. Михаил Шемякин продолжает:

- Однажды я лежал после чудовищного запоя, шла ужасная ломка. Володя из сочувствия присел на край моей кровати. Он принес несколько листов исписанной бумаги. «Мишенька, это уже не поется – это читается», - протянув мне листы, сказал Высоцкий. Володя всегда хотел быть поэтом и комплексовал по этому поводу. Никогда не забуду, когда он впервые приехал в Америку. Там Володя впервые встретился с Иосифом Бродским, который подарил ему сборник своих стихотворений. Потом он надоедал мне целую неделю: «Вот посмотри, Бродский написал: «Великому русскому поэту Высоцкому!» Это его потрясло!

Неужели всенародно любимому поэту нужно ставить столько памятников, сколько их было сделано Ленину? Пушкин, с которым порой сравнивают Высоцкого, призывал не кланяться ни великосветской черни, ни простонародному быдлу. Теперь слово Шемякину:

- Не знаю сколько памятников Высоцкому поставлено, но его настолько любят, что, например, в Ярославле, где Володя выступал с концертами, ко мне подходили простые люди и просили поставить ему монумент. В Ленинграде стояло почти 90 памятников Ильичу. Они до сих пор стоят. Кого они раздражают? В Москве стоит памятник Высоцкому с раздвинутыми руками. Так неудачно была сделана голова, что один мой друг, замечательный скульптор, отпилил голову скульптуры и добавил кусок шеи. На рассвете её приварили.

Спасибо Мише Шемякину, он оставил для всех нас целый пласт записей Высоцкого. Володин друг признался, что «у Володи всегда была чудовищная жажда узнать что-то новое. В этом была его подлинная интеллигентность».

Юрий Петрович Любимов подчеркнул, что «тексты Володиных песен произвели на меня неизгладимое впечатление. Как они произвели неизгладимое впечатление на Булата Окуджаву и академика Капицу».

Вопрос о том, хотел ли Высоцкий в последнее время перед смертью оставить театр, чтобы сосредоточиться на главном – писать стихи, песни и прозу – вызвал недоумение мэтра.

Юрий Любимов и Михаил Шемякин в Театре на Таганке
Юрий Любимов и Михаил Шемякин в Театре на Таганке

- Откуда вы набрались этого? Мне он этого не говорил. Он и в театре занимался творчеством – ему никто не мешал. Я ему предлагал сыграть Бориса Годунова, все равно фильм тебе не дадут снимать. Он мечтал об официальном признании, чтобы выходили его книги… В этом театре, - Любимов проводит рукой полуокружность, - Володя впервые легально спел.

Взаимоотношения режиссера и актера, по словам Любимова, были хорошими:

- У него мощный актерский талант, он мог моментально скопировать то, что я ему показывал. Мне всегда легко с ним работалось. С годами Высоцкий в роли Гамлета пришел к пониманию религиозности. Кажется, у Шекспира это единственная вещь, где он говорит о религиозности и о том мире, откуда еще никто не возвращался.

Был ли Высоцкий религиозным человеком? Ответ Любимова звучит так:

- Каждый идет к вере своим путем. Он не любил, чтобы ему в душу лазили. Он умел держать дистанцию. Я это качество в людях ценю.

Юрий Любимов в очередной раз подтвердил, что «в театре Володе завидовали. Почему ему можно, а нам этого нельзя?» Я актерам отвечал: «Да потому - что он Высоцкий!» «Не все, но некоторые понимали, что Володя замечательный Поэт». Однажды он снялся в фильме «Место встречи изменить нельзя». Я его спросил: «Ну что, Володя, заработал?» «Да», - ответил он. Вы что думаете, что он снялся в шедевре Феллини, Антониони или Бергмана? Ох, уж лучше бы этого «места» не было».

Общение с прессой – это одно, но музы требуют другого. Юрий Любимов был вынужден оставить журналистов, чтобы проинструктировать актеров, а Шемякин, вопреки своему недавнему заявлению, что не стоит общаться с телевизионщиками, предложил себя камерам.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить