«Великий Слава» не боится хамов

Сегодня своё 80-летие отмечает великий русский музыкант Мстислав Ростропович. Гениальный виолончелист и дирижёр известен также как блестящий просветитель и борец за чистоту классического искусства от «экспериментов» всякого рода хамов и пошляков.

Сегодня Мстислав Леопольдович получит тысячи поздравительных телеграмм – от президентов России, Азербайджана, королевы Испании, других мировых лидеров до посланий любви и искреннего восхищения от простых меломанов. Поклонникам великого музыканта представится возможность отвлечься от суеты буден и поднять за здоровье «нашего Славы» бокал шампанского. И послушать любимые записи. Для кого-то это будет виолончельный концерт Дворжака. Для кого-то – сюиты Баха. Ну а кто-то с удовольствием переслушает виолончельные произведения Прокофьева и Шостаковича, которые они писали специально для Ростроповича.

Автор этих строк помнит как в 1990 году состоялось триумфальное возвращение Мстислава Ростроповича и его жены Галины Вишневской на Родину – после 12 лет вынужденной эмиграции. Концерты Национального симфонического оркестра США, которым тогда руководил Мстислав Леопольдович, стали настоящим потрясением. Особенно запомнился казус, случившийся во время исполнения Шестой симфонии Чайковского. Уже тогда на статусные концерты стала ходить в основном публика, не имеющая элементарного музыкального образования. Именно она дружно зааплодировала после бравурной третьей части симфонии, не зная, что за ней идёт знаменитый печальный финал. И Ростропович никак не среагировал на этот конфуз, а блестяще завершил концерт.

Сегодня будет говориться о бесчисленной череде наград и званий, которые абсолютно заслуженно имеет великий музыкант – от почётного члена Французской Академии, что даёт право именоваться «бессмертным», до почётного доктора Самарского государственного педагогического университета. Мы же скажем о том неформальном звании, которым истинные ценители прекрасного давно наградили «великого Славу». Он – совесть русской музыки, потому что тратит и время, и деньги, чтобы оградить великое классическое искусство от беспрерывных нападок всякого рода пошляков и хамов.

В прошлом году мы имели честь напомнить о том беспрецедентном суде, который в 1980 году Ростропович затеял в Париже против польского режиссёра и откровенного русофоба Анджея Жулавского, беспардонным образом испохабившего шедевр нашей оперы – «Бориса Годунова» Мусоргского. Ростропович с участием Вишневской записал фонограмму оперы. По западным стандартам, он не должен был даже комментировать фильм – получил неплохой гонорар, как говорится, и будь счастлив.

Хам и русофоб – лицо Московского кинофестиваля

Но советь русского музыканта не позволила молчать. Прекрасно зная, что юридически суд у Жулавского не выиграть, Ростропович всё же решил дать публичный бой издевательству над классикой. В суд он пришёл, надев все свои заслуженные награды, что вызвало у Жулавского приступ бешенства. Этот господин, среди друзей которого значатся Михаил Швыдкой (что понятно) и Никита Михалков (что непонятно), до сих пор позволяет хамские оценки благородного поступка нашего почти всеми любимого юбиляра.

«Почти» - потому, что и в России оказались свои «жулавские». Причём в Большом театре, которому Ростропович и Вишневская отдали столько времени и сил! Когда Михаил Швыдкой организовал туда на директорство своего ставленника Анатолия Иксанова, в Большом стали просто травить великих музыкантов. Сначала из Большого выжили всемирно известного дирижёра Геннадия Рождественского. Потом фактически сорвали постановку Ростроповичем «Войны и мира» Прокофьева. Ангажированная пресса стала писать, что виной тому – склочный нрав маэстро, его придирки и так далее.

«Великий Слава» не стал опровергать откровенное враньё и устраивать склоку с нынешним руководством Большого. Ведь меломанам всего мира известно, как счастливы музыканты работать с Мстиславом Ростроповичем . Будь то певцы и оркестр Стокгольмской оперы, где Ростропович с фурором поставил оперу Родиона Щедрина «Лолита». Или музыканты Самарской оперы, которую Ростропович буквально возродил, подготовив премьеру настоящего шедевра – «Ивана Грозного» великого мелодиста Сергея Слонимского.

Вот почему в день юбилея Мстиславу Ростроповичу хочется пожелать сибирского здоровья и кавказского долголетия. Без его мужественного и честного голоса нас может ожидать настоящее нашествие «детей Розенталя», которые, как говорят на Украине, предельно «швидко» смогут превратить классическое искусство в публичный дом по договорным ценам.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *