На пьянках в Каннах забыли о Герасимове

Вчера  в столичном Доме кино на Василеьвской прошел торжественный вечер, посвященный столетию со дня рождения великого русского режиссера Сергея Герасимова. Он собрал почти весь цвет отечественного кино - Элину Быстрицкую, Марлена Хуциева, Николая Губенко, Наталью Белохвостикову, Михаила Ножкина и многих других.

Сергей Герасимов по-прежнему остается одним из самых известных  отечественных режиссеров, принесших советскому кино мировую славу, а многие его картины изучаются в крупнейших киношколах. В кино Сергей Герасимов пришел в двадцатые годы прошлого века,сыграв характерные роли в картинах Козинцева, Трауберга, Эрмлера и Пудовкина. А всеобщую известность как режиссер Герасимов получил в 1936 году после огромного успеха у зрителей фильма "Семеро смелых", где свою первую значительную роль сыграл легендарный Петр Алейников.

Последующие работы режиссера - "Комсомольск", "Учитель" и потрясающая экранизация лермонтовского "Маскарада" (1941) закрепили статус Герасимова как одного из ведущих мастеров советского искусства.

Созданная в 1948 году экранизация романа Фадеева "Молодая гвардия" дала дорогу в большой кинематограф целой плеяде выдающихся артистов, в частности, Нонне Мордюковой. Всемирный успех имела и экранизация "Тихого Дона" (1957), закупленная почти всеми странами мира. Эта лента, ставшая "звездным часом" в карьере Элины Быстрицкой, была отмечена главным призом на кинофестивале в Карловых Варах, почетным дипломом Гильдии режиссеров США и целым рядом других престижных наград.

Среди последующих фильмов Сергея Герсимова хотелось бы выделить сделанную в середине семидесятых годов экранизацию романа Стендаля "Красное и черное", которая после показа по французскому телевидению была признана парижскими критиками самой точной в деталях и философски глубокой интепретацией классического шедевра. Впрочем, в отличие от всякого рода современных "сволочей", обращаясь к истории, Герасимов всегда тратил дни и ночи на изучение материала, чтобы сделать свои картины предельно достоверными в каждой мелочи. Это подтвердил и всемирный успех его фильмов "Юность Петра" и "В начале славных дел", поставленных на основе известного романа Алексея Толстого в начале 80-х годов. Обе ленты стали лидерами отечественного проката, а также одними из самых удачных коммерческих проектов для "Совэкспортфильма".

Последней работой Сергея Герасимова стала грандиозная по духу историко-философская сага "Лев Толстой", в которой режиссер сыграл главную роль.Фильм опять же имел огромный международный резонанс и получил главный приз кинофестиваля в Карловых Варах, который в те годы, наряду с Каннами, Венецией, Берлином и Москвой, входил в группу "А" самых престижных кинофорумов планеты.

Тема столетия Сергея Герасимова никак не прозвучала на "Дне России", прошедшем 19 мая на Каннском фестивале в рамках представления малоизвестных кинематографий. Согласившись на такой формат мероприятия, руководитель ФАККа Михаил Швыдкой и директор "Интерфеста" Ренат Давлетьяров дали понять, что они согласны с мнением устроителей каннского кинофорума о том, что великое советское кино и нынешний российский кинематограф имеют между собой мало общего.

Как и ожидалось, "День России" начался с грандиозной пьянки на побережье. Как сообщает "Газета.Ру", выпивки было гораздо больше, чем закуски. Воспользовавшись этим, приглашенный Швыдким и Давлетьяровым в качестве лица современного российского кино режиссер фильма "Пыль" Сергей Лобан очень быстро дошел до кондиции и, как пишет "Газета.Ру", вместо того,чтобы восхвалять иностранной прессе нынешнее руководство ФАККа, "валялся на пляже". Также интернет-издание сообщает, что многих посетителей удивил скудный выбор закусок - пирожки,салат "оливье", сельдь под шубой и немеренное количество не особо качественной красной икры. При этом к морю разливанному водки не было предложено ни одного соленого огурца!Французский арт-бомонд пытал Рената Давлетьярова на сей счет, но тот делал вид, что разом забыл все иностранные языки, которыми он свободно владеет. И улыбнулся лишь на пожелания журналистов, чтобы у "Интерфеста" после таких мероприятий дебет всегда сходился с кредитом.

Ни словом не обмолвился о столетии Сергея Герасимова и руководитель ФАККа Михаил Швыдкой . Он поначалу занимался тем, что ходил перед телекамерами с огромным бокалом, на дне которого плескалось грамм пятьдесят водки, и акцентировал внимание снимающих на том, что это якобы все, что он выпьет за вечер. При этом журналисты "Комсомолки" разглядели, что после этого телеотчета для наивов Швыдкой ушел в шатер, где почти весь вечер обучал французов тому, чем он, судя по всему,владеет больше всего - искусству правильного пития водки.

Фотографов больше всего занимал популярный российский актер Алексей Чадов , которого они с не совсем трезвых глаз спутали со звездой "Властелина колец" Элайджей Вудом. Польщенный таким вниманием, Чадов без удержу рекламировал на "Дне России" украинский фильм " Оранжевая любовь ", восхваляющий "романтику" пресловутого Майдана и где он сыграл главную роль. Чадов не стал отрицать, что он с удовольствием снимался в скандальных эротических "фотопробах" к "Оранжевой любви", а также, что он в восторге от оскароносного шедевра "Горбатая гора" и после киевского прорыва очень даже не против сняться в лентах такого уровня. К сожалению, и Чадов о юбилее Сергея Герасимова тоже не вспомнил, зато очень лихо отплясывал после обсуждения тусовкой возможных съемок при поддержке ФАККа русского ответа на "Горбатую гору" под названием "Вот кто-то с горочки спустился".

Как сообщает журнал "Фильм", на прием в честь Дня России не попали даже те немногочисленные европейские дистрибьютеры, которые проявили к нему интерес. Журналист уверяет, что их просто не пускала охрана, вероятно, по указанию организаторов, чтобы не шокировать посторонних "занимательными картинками" из жизни российской богемы.

Старожил Каннского фестиваля собкор НТВ Вадим Глускер сообщил, что, несмотря на то, что в конкурсе уже который год нет российских фильмов, по числу "рашен пьянко" мы в Каннах -"впереди планеты всей". И на всех мероприятиях душой вечера и тамадой являлся руководитель ФАККа Михаил Швыдкой.Он даже побывал на вечеринке петербургского "Фестиваля фестивалей", где не мог сдержать слезы умиления, когда ювелирная фирма "Петр Привалов" вручила все тому же Алексею Чадову "премию как лучшему актеру 2005 года" в виде выполненной из серебра розы. Ксения Собчак тут же излила свои восторги Швыдкому и Давлетьярову, сказав, что с этой восхитительной розой можно сделать потрясающий этюд Чадова в стилистике его "фотопроб" к фильму "Оранжевая любовь" и создать потом на его основе плакат для предстоящего Московского кинофестиваля, где давно пора придумать что-нибудь вроде берлинского "Тедди". Господин Давлетьяров обещал уже на этой неделе, как он выразился, "обмозговать это креативное предложение".

Сам показ фильмов режиссеров, предложенных ФАККом для "Дня России", прошел не без успеха. Так, на утреннем сеансе (и это после такой пьянки!) "Космоса как предчувствия" Алексея Учителя собралось почти ползала, что очень приятно, учитывая, что зал расчитан на 175 мест и почти дотягивает до уровня среднего российского клуба.Очень понравилась в Каннах и выставка эротических, а частично и суперэротических, рисунков Сергея Эйзенштейна. Руководители российской делегации пообещали дирекции фестиваля как следует порыться в закромах архивов и родственников и отыскать для Канн что-нибудь еще "гениально-генитальное" из того, что великие советские режиссеры, которые вряд ли ожидали, что их шалости частного характера Михаил Швыдкой с единомышленниками представят в Каннах как чуть ли не самый значительный элемент их творческого наследия, рисовали исключительно для дружеских застолий. Неужели следующим будет Сергей Герасимов?

Даже друзья Швыдкого из кинопрессы были шокированы дорогостоящим "водным экраном", с которого во время пляжной пьянки главные лоббисты скандальной фальшивки "Сволочи" Михаил Швыдкой и Николай Досталь вещали о радужных перспективах российского кино под их "чутким руководством". "Разбрызгиванием средств!" назвала это пресса, дав тем самым сигнал Счетной палате, любящей проверять фирму Рената Давлетьярова после каждого такого арт-загула. Лишь большой друг еще одного "сволочного" деятеля Армена Медведева киновед Андрей Плахов, ссылаясь на некую местную прессу, с подобострастием сообщил, что французы назвали Швыдкого и Досталя "царями российского кино".

В последнем есть доля истины, если вспомнить об итогах недавно прошедшего конкурса на получение господдержки в сфере игрового кинематографа, подробности процедуры которого Швыдкой, грубо нарушая закон, скрывает от прессы. А история этого дела - начиная с создания якобы независимой экспертной комиссии руководством ФАККа из числа своих друзей и кончая объявлением "победителей" по темам, специально придуманным под конкретные проекты других друзей (типа "Авантюрная комедия о приключениях директора клуба"), явно требует экранизации мастером уровня Тарантино или Джармуша. Но это уже тема другого, отдельного и предельно конкретного, разговора.

Рената Муратова
Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить