Автор Правда.Ру

Алексей Козлов: "Я — сноб, а настоящий джазмен — Паганини"

Cвоим прозвищем, известным всей стране, он обязан драматургу Виктору Славкину, который в пьесе "Взрослая дочь молодого человека" устами одного из героев назвал этого джазмена "Козлом на саксе". Алексей Семенович Козлов на это не обиделся и точно так же назвал свою книгу мемуаров. На что имел полное право, ибо он — живая легенда отечественного джаза.
В "оттепельные" 60-е имя Козлова было связано с джаз-клубами и джаз-кафе, а в глухие 70-е оно зазвучало как имя художественного руководителя джаз-рок-ансамбля "Арсенал", гастролировавшего по всей стране. Он стал одним из первых российских джазменов, кто осмелился отправиться за рубеж с концертными выступлениями. Его имя попало в Большую Советскую энциклопедию, где в статье "джаз" он был назван одним из самых известных музыкантов. Сегодня он преподает искусство джаза в Америке, выпускает серию из тридцати компакт-дисков по истории джаза и продолжает выступать с концертами. Гастрольная дорога привела Алексея Козлова в Большой зал Петербургской филармонии, где он дал один-единственный концерт вместе со своим знаменитым "Арсеналом".

Алексей Козлов и группа - Для меня Петербург — это прежде всего исторический и архитектурный город. Еще в 50-е годы, во время учебы в Архитектурном институте, я целый месяц провел здесь вместе со своим курсом. Это было мое первое общение с Ленинградом. Когда я уже стал гастролером, то приезжал сюда очень часто. Здесь были мои настоящие друзья, джазмены, с которыми мы тесно общались во время многочисленных фестивалей. Мы осваивали здесь практически все площадки. Особенно любили играть в домах и дворцах культуры: и в ДК имени Ленсовета, и в "Невском", и в ДК имени Газа. Поэтому для меня Ленинград — это город джаза. Но Питер для меня — это еще и мои любимые поэты — обэриуты. На их стихи я сделал даже программу, с которой мы год назад ездили в Америку. Там я читаю стихи Заболоцкого и Олейникова и рассказываю историю этих удивительных людей, которые шутили, шутили и дошутились до того, что стали жертвами репрессий. Питер для меня это еще и Лев Николаевич Гумилев, чьим поклонником являюсь давно и безоговорочно. Благодаря его книгам я ощутил и осознал себя евразийцем.
- Вы помните, когда впервые узнали о джазе?
- Это было в 1945 году, когда я услышал музыку из фильма "Серенада Cолнечной долины" в исполнении оркестра Глена Миллера. Было мне в ту пору десять лет. Однако инструмент в руки я взял гораздо позднее.
- Тогда, наверное, занятие джазом было своеобразным бегством в свободу? А что такое сегодня джаз для современного человека?
- Я много размышляю об этом в последнее время, даже статьи пишу на эту тему. Мне кажется, что тип поведения джазового человека в обществе по своей энергетике не менялся с самого начала. Кстати, джаз запрещали не только у нас...
- Помним, помним слова Жданова: "От саксофона до ножа — один шаг..."
- Но вот что любопытно. И в Америке, и Германии в 30-е годы преследовали джазовую музыку так, как Сталину и не снилось. Там боролись с джазом как с музыкой для дегенератов. А у нас все началось со знаменитой фразы Горького о том, что "джаз — это музыка толстых". Алексей Максимович в этом смысле оказался для меня гениальным идиотом, ничего в музыке не понимающим. Я никак не мог понять: откуда такая ненависть? Потом до меня дошло: джаз — это принцип существования в обществе небольшого количества людей. С точки зрения нормальных, обычных людей, они какие-то шизофреники. Не хотят жить как все, не хотят думать как все, не хотят читать газету "Правда". Для них важна непредсказуемость, импровизация. Их принцип: не жить по нотам.
- Но это было тогда, а сейчас?
- А в новой России в бизнесе других опережают как раз те, кто живет и мыслит, синкопируя, как в джазе. Они принимают решения чуть раньше, чем другие. Я называю такой тип "джазовые бизнесмены", и они очень сильно отличаются от обычных жлобских новых русских, вялых и ленивых. В принципе нынче ничего в положении джаза не изменилось. Кончился тоталитаризм политический и идеологический, но настал тоталитаризм денег. В СМИ — тоталитаризм рекламодателей. Почему ток-шоу подменили музыкальные и просветительные программы на всех радиостанциях и всех телеканалах? Это результат деятельности вполне конкретных людей с мешками денег, с определенным вкусом, которые и диктуют то, что надо и что не надо показывать по телевизору. Поэтому и появилась на экране в качестве ведущих какая-то шпана. Сейчас тоталитаризм более жесткий, его не обманешь. Это коммунистов мы обманывали, обходя запреты, богатых же не обманешь. Нам сейчас сложнее пробиваться.
- А на жизнь можно заработать джазом?
- Известные люди могут, потому что джазовые коллективы приглашают часто ради престижа на концерты для богатых людей. Молодежь же зарабатывает больше клубной, прикладной деятельностью. В этом я не вижу ничего страшного. Вспомним, что и Бенни Гудмен, и Дюк Эллингтон играли в тридцатые годы на танцах в "Коттон-клубе". Но мне это уже неинтересно. Я занимаюсь исключительно тем, что играю собственную музыку. Это позволяет нам сохранить свое лицо.
- И как оно нынче выглядит?
- Мы не играем традиционный джаз, а исполняем постмодернистскую музыку, где намешано все что можно, всего понемногу. Для меня каждая пьеса — это как бы осколки разных культур, склеенные на одном полотне как бы в случайном порядке. А на самом деле все организовано и логически обосновано. Сегодня меняется темп жизни. Доходит до идиотизма, когда людиуже не могут читать толстые книги, поэтому и существует вариант "Войны и мира" на 54 страницы, в кратком изложении. Мы вынуждены переходить к такой же манере.
- Вы пробивали себе дорогу как джазмен, и добились признания. Я бы сказал, что вы растворились в джазе или, может быть, растворили джаз в себе. Ощущаете себя человеком, принадлежащим к элите?
- Элитой себя считают все — и военные, и врачи, и ученые, и джазмены. Хотя большинство интеллигенции в джазе ничего не понимает и не относится к элите. Человек может быть вполне джаз-фэном, но не относится к элите в социальном смысле этого слова. Если есть определенный замкнутый круг людей, куда доступ имеют единицы, то они и образуют элиту. Остальные — это так называемые жлобы. Когда мы боролись за утверждение и выживание джаза, то для себя именно так и определяли отношение к окружающим.
- Вам часто приходилось идти на компромиссы?
- Постоянно. Пришлось даже однажды обращаться за помощью к секретарю ЦК КПСС Михаилу Зимянину, курировавшему вопросы культуры.
- И каков был повод?
- Закупка современных музыкальных инструментов из-за рубежа для гастролей "Арсенала".
- Зимянин помог?
- Да.
- А не тяжело было все время притворяться, играть в игру "cвой среди чужих"?
- Я — сноб, и мне всегда было приятно осознавать, что я не такой как все. И это самая большая награда за все мои мучения. Еще в детстве я осознал, что не могу петь в пионерском строю, шагая со всеми. Поэтому взял барабан, только чтобы не петь. Такие люди и становятся джазменами. Судьба в буквальном смысле слова загнала меня в джаз.
- Если вспомнить прежние времена, то, наверное, джазмены все поголовно были секс-символами? Или на худой конец плейбоями?
- В те времена, когда джаз был самым модным искусством, девушки, конечно, не обделяли нас вниманием. Потом, с наступлением эпохи рок-культуры, вектор их внимания сместился на рок-звезд, а нынче еще далее, в сторону безвкусицы — на поп-звезд. Что такое секс-символ? Он ведь создается для зарабатывания денег. Вот сделали из футболиста Бэкхема секс-символ и продают повсюду майки с его изображением. А так посмотришь на него: ну какой из него секс-символ?!
- В нелегкие времена борьбы за джаз вы все-таки умудрялись выезжать за границу. Вам никогда не хотелось там остаться?
- Никогда. Я личным примером опроверг лживую формулу: "Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь". Понимал, что "там" буду вторичен и никому не нужен, а здесь буду номер один и смогу навязывать джазовую культуру. Я осуществлял свою роль в тех трудных условиях, когда приходилось пробиваться...
- Наверное, в этом есть нечто мессианское?
- Скорее я ощущал себя культуртрегером. Позже осознал, что мое культуртрегерство состоит не в расширении круга любителей джаза, а в приобщении тех, кто для него создан. Есть люди, которые рождены любителями джаза, но нигде не могли его услышать. Для этого я гастролировал с "Арсеналом". Мы открывали глаза людям. Такова моя задача и сейчас. Конечно, когда мне нужны деньги и меня приглашают в богатый салон, чтобы выступить, то я соглашаюсь, хотя прекрасно понимаю, что им это как искусство не надо. Такой публике нужен сам факт приобщения к джазу. И мы идем и добросовестно играем для такой публики. Они хлопают, но вяло. Энергетического приобщения к джазу у них не происходит, потому что они не рисковые люди. Я думаю, что и в старые времена, когда существовали великосветские салоны, где играл Паганини, никто там ничего не понимал. Кстати, именно Паганини и был настоящий джазмен, который и вел себя соответственно, не по правилам.
- С кем бы вам хотелось сыграть джем на саксофоне?
- Джем я уже давно не играю. Потому что меня нынче волнуют совсем иные гармонии. Я люблю многих людей и со многими мне хотелось бы выступить, но я точно знаю, что они ни с кем не захотят выступать вместе. Они замкнуты на самих себе.
- Получается, что вы искали свободы, а оказалось, что каждый джазмен замкнут в мире собственных гармоний?
- Зато мы ушли от стандарта. Новый джаз абсолютно не стандартен. Поэтому общение возможно между музыкантами только с помощью общеизвестных вещей и композиций. Но я их столько переиграл в своей жизни, что сегодня мне их исполнять не хочется. Если играю, то делаю это чисто механически.
- Что в вашей жизни есть, кроме джаза?
- Ничего, потому что джаз — это моя судьба.

Сергей Ильиченко,
"Невское время".

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
Комментарии
Китайский вечный двигатель "убьет" нефть и газ
Кто поставил истуканов: ученые разгадали тайну острова Пасхи
Еще одна учительница сядет за секс с учениками. Пожизненно
Российский "Триумф" в армии НАТО
Что на самом деле думают французы об Украине
Шуру и Надежду Бабкину объявили угрозой Украине
США попались на передаче данных о российских войсках террористам
США попались на передаче данных о российских войсках террористам
США попались на передаче данных о российских войсках террористам
США попались на передаче данных о российских войсках террористам
США попались на передаче данных о российских войсках террористам
США попались на передаче данных о российских войсках террористам
"Выкорчевать заразу": Каспаров поставил России условие
Мадрид в бешенстве: Барселона разыгрывает крымский сценарий
Мадрид в бешенстве: Барселона разыгрывает крымский сценарий
Мадрид в бешенстве: Барселона разыгрывает крымский сценарий
Мадрид в бешенстве: Барселона разыгрывает крымский сценарий
Минобороны РФ показало видео уничтожения боевиков, окруживших под Идлибом российских военных
Собственная почка как стартовый капитал
"Выкорчевать заразу": Каспаров поставил России условие
Евросоюз сделал роуминг бесплатным