Праздничные реформаторы постсоветской России

Народу обещано зрелищ, как при Ельцине раздавали только собственность и суверенитет
В нашем подъезде (а я живу в маленьком городишке в самом обычном многоподъездном блочном доме в семи километрах северо-восточнее Москвы) от входной двери к лифтовому холлу расстелили красную ковровую дорожку. Стихийный порыв кого-то из жителей подъезда к обустройству жилища мной воспринимается как подсознательный акт единения с традицией. А традиция сегодня проста и однозначна: все лучшее — это со знаком "сделано в Питере"! Так наш подъезд на питерский манер и именуется теперь: "Парадное".

Но есть и другой повод поговорить о принципиально важном. В стране наметилась реформа праздников. Пока невнятно, пока это только касается длинных январских каникул. Депутаты предлагали новый праздник имени Минина и Пожарского, который мог бы объединить народ и позволил бы создать "новые смыслы", в которых так нуждается наше обновленное общество. Праздник пока не утвердили. Согласия не нашли. Но ищут. Старые праздники постепенно вымещаются, им на смену спешат новые. Какими они будут зависит и от власти, и от нас с вами, от нашего отношения к прошлому, к традициям. Именно попытка закрепить в традиции художественные и исторические достижения — важный индикатор того, что наше общество начинает осознавать себя и артикулировать как общество стабильности.

Есть такой социологический закон, согласно которому ценность прошлого наиболее высока именно в стабильных традиционных обществах и является совершенно несущественной в модернизирующихся общественных системах. Жители моего подъезда подсознательно подтвердили действие этого закона, но есть и парни, которые проводят совершенно осознанную политику по консервации художественного и исторического наследия прошедшей и модернизированной эпохи советского прошлого. Чтоб не забыли, чтобы помнили, а главное, чтобы продемонстрировать, что мы уже далеко впереди, а значит другие, и возврата уже не будет. Этих парней пока не так много, имена некоторых большинству хорошо известны. Другие малоизвестны, но их имена стоит запомнить.

История всегда благодарна тем, кто ей занимается. Вот эти имена: Владимир Путин — Президент РФ (реформа праздников новой России), Юрий Лужков — мэр Москвы (возрождение традиций народных гуляний), Михаил Швыдкой — экс-министр культуры РФ (проект "Песни ХХ века), Леонид Парфенов — экс-ведущий канала НТВ ("Намедни. Век ХХ"), Николай Сванидзе — экс-генеральный директор ВГТРК "Россия" (его телевизионный проект "Исторические хроники" вторичен по отношению к проекту Парфенова, но также сегодня значим и востребован), Владимир Потанин — глава ХК "Интеррос" (он запустил сразу несколько проектов: "Меняющийся музей в меняющемся мире" и "Россия. ХХ век" - альбом-трехтомник), Юрий Костин — вице-президент "Авторадио" ("Дискотека-80-х" - радийно-концертный проект) и Иван Поляков — генеральный директор ОмПО "Радиозавод имени А.С.Попова" (Омский областной краеведческий музей — здесь и переосмысление роли Колчака, и значение для развития региона в советский период предприятий ВПК).

Про каждый из этих проектов и о его значимости лично я готов рассуждать часами. Но думаю, что про каждый из них у вас есть и собственное мнение. Я сегодня хочу поговорить о другом. О том, что надрыв и разлом в истории современной России мы преодолели. Преодолели в соответствии с нашей исторической практикой. Это радует, за это я и благодарен тем, кто понимает, что прошлое и праздники нам необходимы. Без них нельзя, без них мы — никто.

Идея взять под государственный контроль охрану памятников и сам процесс переосмысления в "правильном" контексте исторического прошлого возникла в период Возрождения, а соответствующие государственные службы появились после Великой Французской революции. В нашей стране действовала та же закономерность. Первые шаги были предприняты в реформаторско-модернизаторскую эпоху Петра и с тех пор сопутствовали каждому историческому сдвигу и реакции на него. Наиболее широко эта деятельность развернулась сразу после самого крупного общественного перелома — Октябрьской революции. Хорошо известен текст воззвания, с которым Петроградский совет обратился в первые недели после революции: "Граждане, старые хозяева ушли, после них осталось огромное наследство..."
Отделяясь от прочих "граждан" местоимением "ваше", авторы воззвания заявляют себя как специализированную инстанцию, назначающую новые смыслы утратившим их вещам: "Это ваша история, ваша гордость. Помните, что все это почва, на которой вырастает ваше народное искусство". И первое, что сделало новое Советское Правительство — попыталось возродить традицию народных гуляний, предприняв попытку перенаправить энергию революционно возбужденных слоев населения с разрушения на созидание.

По этому пути пошел и Юрий Лужков. А изначально в возникновении петербургских гуляний — а в какой-то мере и московских — очень большую роль сыграла государственная инициатива. Она сказалась, по крайней мере, в следующем: в устройстве общегородских, общестоличных, а тем самым как бы общеимперских увеселений, за счет участия в этих мероприятиях имератора и столичной знати. Как и многое другое в петровской политике, это действие было ориентировано на зрителя, которого оно само и создавало. Насколько можно судить, почин Петра, катавшегося на устроенных им гуляниях на качелях со своими офицерами, был подхвачен только Екатериной II. Она тоже каталась с гор, но горы, карусели и иные увеселительные катания при ней предназначались исключительно для двора. Затем туда допустили "чистую" публику, а лишь потом — за плату — всех, то есть народ.

При Петре это называлось "игралища", при Екатерине Великой шествием-маскарадом "Торжествующая Минерва". Собственно настоящие истинно народные гуляния власть впервые попыталась организовать к 300-летию царствующего в России дома. Это было шествие с претенциозным названием "Весна-Красна". Такое грандиозное шоу власть позволила себе повторить потом только на празднование 300-летия Санкт-Петербурга. Уже при Путине, в пост-советскую эпоху.

А это значит, что нас снова ждет эпоха созидания. С новыми историческими смыслами и контекстами. Нас ждет наша история. История России. Нас ждут новые праздники. С чем я вас и спешу поздравить!

С.Деменский,
Доцент кафедры политологии МАИ

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Последние материалы