Это какой-то театр на кинопленке

"Я снимаю антикино", — говорит кинорежиссер Геннадий Полока. — Мое творческое кредо состоит в том, что я делаю в кино то, что другие считают, что делать нельзя. Я пришел в кино из театра и привнес в кинематограф многие приемы, которые до этого использовались только на сцене. Я — за кинематограф яркой формы, которая, на мой взгляд, не менее важна, чем содержание!".

Однажды кинокритик написал о фильмах Полоки: "Это не кино. Это какой-то театр на кинопленке!". Однако режиссер отнюдь не обиделся. Он принципиальный противник "кино под жизнь". Геннадий Полока снимает кино неожиданное, на грани эпатажа, смело соединяя выразительные приемы не только кино и театра, но и цирка, эстрады. Но трюк для него не самоцель, а дополнительное средство художественной выразительности. Достаточно вспомнить только некоторые его фильмы: "Интервенция", "Республика ШКИД", "Возвращение Броненосца"...

"Меня часто называют кинорежиссером, который плывет против течения, — рассказывает Геннадий Полока в программе "Острова" телеканала "Культура". — Почему случилось так, что я оказался антиподом по отношению к моим коллегам? Советские кинематографисты после смерти Сталина увлеклись итальянским неореализмом. Жизненная проза как таковая вызывала восторг и у профессионалов, и у публики. Я категорически против такого узкого понимания кинематографа и погони за примитивным жизнеподобием. Кино для меня не фотография жизни, игровое кино тем и отличается от документального, что режиссер выстраивает свою реальность, яркую, неповторимую, парадоксальную. Я всю жизнь, как могу, борюсь с таким убогим пониманием кинематографа".

Отечественное кино 30-х — начала 40-х годов — это было пиршество формы, считает режиссер, после войны настали времена художественного минимализма и правдоподобия, но Геннадий Полока всегда стремился снимать именно зрелищное кино, кино формы, его не понимали и критиковали, фильмы годами не выходили на экран... Режиссер — приверженец авторского кинематографа, но в его понимании авторский фильм — это не заумное, сложное для восприятия произведение, а "занимательный, сладкий произвол мастера". "Кино, — считает Полока, — это сладкий яд. Человек знает, что пьет яд, но не может остановиться". Режиссер принципиально снимает зрительское кино, яркое по форме и понятное по содержанию. Не стоит слишком "грузить" зрителя своими идеями и концепциями, считает мастер, главное — завоевать доверие и расположение зрителя, увлечь его своим взглядом на мир.

Истоки творчества режиссера — в раннем детстве. В программе "Острова" он вспоминает, что его любимой книгой был "Дон-Кихот" Сервантеса в детгизовском издании: адаптированный для младших школьников. В романе не осталось философии, размышлений о долге и чести, но сохранилась занимательная история про бескорыстного, искреннего рыцаря, которому свойственно естественное позерство. Эта книга явилась, по словам режиссера, путеводной звездой его творчества. Все мои фильмы — про Дон-Кихота моего детства.

Уровень кино, считает Полока, определяют актеры. Его считают одним из самых "актерских" режиссеров отечественного кино. А сам он ищет актеров, способных, прежде всего, потрясать, а не убеждать. "Все художники эгоисты с гипертрофированным самолюбием, но когда ты видишь чудо, забываешь обо всем! — рассказывает кинорежиссер, — Таких актеров было несколько — Павел Луспекаев, Елена Майорова...

Геннадий Полока убежден в том, что любой кинорежиссер всю жизнь снимает одну картину, хотя и под разными названиями, во всяком случае, художник устремлен к единому моральному итогу. Для самого режиссера, как он считает, настало время подведения итогов, о чем он рассказывает в программе "Острова": "Я стремился ответить на вопрос о том, что такое счастье? Счастье — это когда кажется, что ты всех любишь, и кажется, что тебя все любят. Такая короткая, но яркая вспышка бывает в жизни каждого человека. Я пришел к возрасту, когда просыпаешься в ужасе в 5 утра ... Потом просыпается город, в комнату проникают звуки, начинается новый день, продолжается жизнь до следующего утра... Жизнь прожита страшноватая, но грех не помнить то хорошее, что было...".

Режиссер с благодарностью вспоминает о тех, кто искренно и бескорыстно помогал ему в тяжелые времена, когда он был отлучен от кино. Сейчас Геннадий Полока снимает новый фильм, рассказывающий о канадских переселенцах, приехавших в нашу страну в 20-е годы прошлого века. Это снова будет история о Дон-Кихоте, поиске смысла жизни и стремлении к счастью.

Отдел культуры

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Комментарии
Олег АНДРЕЕВ — о псевдоценностях Запада и истинных сокровищах России
Мировой терроризм не обойдет Россию
Названы семь самых неоправданно дорогих продуктов питания
В Москве вместо детского паззла в посылке нашли 30 килограммов наркотиков
Макрон: принимать мигрантов — дело чести
Путин поставил вопрос о конкурентоспособности российских портов
Дмитрий ЛИНТЕР — о том, зачем Эстония привечает радикальных украинских нацистов
Следственный комитет предъявил Серебренникову обвинение
Аналог Царскосельского лицея для одаренных детей появится в Ленинградской области
Потерю Крыма Украина оценила почти в три триллиона рублей
Командование эсминца "Фицджеральд" осталось без работы из-за "потери доверия"
Ту-160 "Белый Лебедь"
Москвич откусил ухо дворнику Махмуду за жену с собачкой
Порошенко снова обещает предложить перемирие в Донабассе
Потерю Крыма Украина оценила почти в три триллиона рублей
Потерю Крыма Украина оценила почти в три триллиона рублей
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Ющенко: Донбасс всегда был "ватным"
Пожар в Ростове: причины, условия и последствия — Максим ВИНТЕР
Стала известна стоимость американского угля для Украины