Автор bucker

Памяти писателя Чингиза Айтматова

Из Нюрнберга вчера пришло печальное известие о кончине писателя Чингиза Айтматова. Когда человек умирает, людям свойственно вспоминать о встречах с ним при жизни. Полтора года назад корреспонденту «Правды.ру» не только посчастливилось поговорить с замечательным человеком, но и открыть ему глаза на некоторые теневые стороны российской действительности.

Пребывая последнее десятилетие в должности посла Республики Киргизия в странах Бенилюкса, Чингиз Торекулович оказался не в курсе новинок российского кинематографа. Вот и пропустил премьеру киношедевра с двусмысленным названием «Воры и проститутки» и с недвусмысленной Ксенией Собчак в главной роли.

Премьерный показ состоялся 4 июня 2004 года в Центре российского кино «Мир Кинотавра». Режиссер и сценарист – Александр Сорокин. Продюсер Александр Симонов. В ролях: Владимир Стеклов, Ксения Собчак , Наталья Селезнева, Лидия Федосеева-Шукшина , Михаил Козаков .

Как сообщал тогда журналистам режиссер Александр Сорокин, фильм создан по сценарию А.Сорокина «Тина Модотти – фотограф» (по мотивам биографии Тины Модотти), напечатанному в сборнике того же Сорокина «Воры и проститутки» (М., 2000).

Герой фильма - Женя Михайлов - сын итальянской революционерки и звезды Голливуда Тины Модотти, уехавшей в СССР и переспавшей с множеством высокопоставленных лиц. Когда-то Женя сделал фундаментальное открытие в области генетики. Но его не поняли, и он стал барменом. Известный писатель, появившийся однажды в баре, устроил Жене встречу с Михаилом Горбачевым. Тот Женю принял, понял и… организовал ему полет в космос. А новоиспеченный космонавт принял имя Ювеналий и объявил о своем невозвращении на Землю…

Автор идеи фильма в его окончательном варианте, как сообщал 4 июня 2004 года «Московский комсомолец», - писатель и депутат Алексей Митрофанов.

Так какое отношение имеет господин посол к данному фильму, спросите вы? А никакого.

К господину Чингизу Айтматову имеет отношение следующая история. В конце девяностых он был приглашен в Париж депутатом Государственной Думы Алексеем Митрофановым и режиссером Юрием Карой для обсуждения планов создания фильма по его книге «Тавро Кассандры».

Вот сюжет книги в пересказе ученицы 11 класса Ростовской школы Виктории Матыцыной (1999 год). Монах Филофей – главный герой - летает вокруг Земли в орбитальной станции: так ее, горемычную, получше рассмотреть можно. Филофей таковым был не всегда, прежде он был ученым Андреем Андреевичем Крыльцовым, специализировавшимся в области выведения искусственных людей, “иксродов”, во чревах, так сказать, бесплатных экспериментаторов, то есть женщин-заключенных. Потом, незадолго до объявления себя монахом, ученый выяснил, что не только дело это неправедное, но и эмбрионы отказываются появляться на свет, в котором царит зло. Таково было решение природы: защитить себя от кровососущего человечества.

Вскоре после встречи в Париже Юрий Кара провел большую пресс-конференцию для журналистов, где сообщил об очередном экзотическом проекте. Для новой картины по роману Чингиза Айтматова "Тавро Кассандры" он хочет снять эпизод прямо в космосе, на орбитальной станции "Мир".

Исполнительным продюсером проекта 1999 года журналистам был назван Александр Сорокин (он же – режиссер и сценарист «Воров и проституток» 2004 года). Сорокин в свою очередь рассказал, что идея беспрецедентных космических съемок игрового фильма родилась еще в мае 1997 года.

«Коммерсантъ» за 26.06.99 г. приводит слова Юрия Кары: «Это будет фильм по роману Чингиза Айтматова «Тавро Кассандры». Его герой, космонавт, в знак протеста против закрытия станции отказывается вернуться на землю и остается на орбите первым космическим монахом. Почти треть фильма снимается в космосе. Космическое агентство было настроено скептически: у них из десяти военных летчиков проходит положенные испытания один, а тут артисты, измученные фестивальной жизнью!» «Испытания выдержали Владимир Стеклов, Ольга Кабо и Наталья Громушкина. Стеклов зачислен в отряд космонавтов и приступил к тренировкам».

Чингиз Айтматов на встрече в Париже тоже одобрил кандидатуру Владимира Стеклова. На этом и расстались. На долгие годы.

Как до вчерашнего дня считал Чингиз Торекулович, проект не состоялся, потому что не было найдено финансирование. А недавно ему позвонила дальняя родственница и сообщила, что смотрела фильм по его книге и очень там любопытный сюжет получился.

- Какой фильм? Какие воры и проститутки? – недоумевал Тенгиз Торекулович. – Почему мне ничего не сказали?

Он рассказал корреспонденту «Правды.ру», что только что, приехав в Москву, позвонил режиссеру. Юрий Кара сказал, что он ни при чем, и не имеет никакого отношения к фильму.

Тем не менее, режиссером и сценаристом «Воров и проституток» значится исполнительный директор «космического проекта» Юрия Кары 1999 года - Александр Сорокин. Да и главный герой – тот же, кого утверждал Айтматов. Мистическая история. При столь очевидных совпадениях не верится. что известные люди могли так поступить с известным писателем.

Автор идеи Алексей Митрофанов не скрывает своей любови к «клубничным картинам». «Воры и проститутки» – это были первые шаги начинающего политико-эротика от кинематографии. Хотя его дальнейшие идеи - проекты «Юлия» и «Миша» кинематографом уже не назовешь. Вряд ли Чингиз Айтматов был бы рад своему упоминанию в причастности к столь откровенной картине, как «Воры и проститутки».

Он сказал «Правде.ру», что никогда не дал бы своего согласия на подобную переработку сюжета.

Тем не менее, факт остается фактом. Было «Тавро Кассандры». Стали «Воры и проститутки». Герои и массовка вокруг съемок идентична. Чингизу Айтматову спасибо не сказали и обошлись с ним как с второкурсником сценарного факультета.

- Одно из имущественных авторских прав – это право на переработку произведения –сказала «Правде.ру» юрист, эксперт по авторскому праву Евгения Викентьева. Создание сценария по произведению – это по сути переработка произведения. В законе об авторском праве сказано, что все авторские права передаются в письменной форме по договору с автором. А значит, они должны были заключить договор и выплатить автору вознаграждение за возможность переработать и снять фильм. Чего они не сделали.

Поскольку нет ссылки на автора, они нарушили еще и неимущественное право – право на имя. А это право даже договором не передается, это всегда остается правом автора и его наследников.

Но в данном случае речь идет о другом - о заимствовании идеи. Они поступили некорректно и неприлично с точки зрения моральной, но при этом действовали грамотно и не нарушили закон об авторском праве. Они взяли у Чингиза Айтматова то, что не защищено законом об авторском праве – идею - и переработали ее на свой вкус и на вкус зрителей. При очевидной узнаваемости сюжетов нужно проводить тщательную экспертизу и проверять, не допустили ли они где оплошность и не процитировали ли какие-то куски книги целиком. Если такие отрывки найдутся, то их можно будет привлечь к уголовной ответственности.

К сожалению, эта история почти типична. Бывает так, что молодой и подающий надежды автор (изобретатель, сценарист и тд) приносит идею в компетентную инстанцию, ее тщательно изучают, потом выносят отрицательный вердикт с приведением уважительных причин для отказа. Огорченный талант уходит, а через некоторое время случайно узнает, что его идея заблистала пышным блеском и теперь вовсю служит на благо человечества и на кошелек тех чиновников (сценаристов, авторов, режиссеров, продюсеров, издателей и тд), кто в свое время отказал просителю и объяснил невозможность претворения в жизнь его идеи.

История не нова. Но обычно от нее страдают малоизвестные или начинающие авторы или изобретатели. Они не смогут судиться с обидчиками, у них ни имени нет, ни средств для судебных пошлин и тяжб. да и авторитета бороться с сильными мира сего не хватает. В данном же случае речь идет о классике советской литературы, по чьим фильмам снято более десятка книг. Совершенно непонятно, зачем было шить интригу белыми нитками и так обращаться с известным человеком?

Будет ждать продолжения и комментариев участников истории – Юрия Кары и Алексея Митрофанова. Улетая в Брюссель, Чингиз Айтматов заверил нас в намерении разобраться в ситуации. Получив в подарок диск с фильмом «Воры и проститутки», он пообещал провести собственный сравнительный анализ картины и нам об этом написать.

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии
Белгородок обязали получать разрешение на аборт в церкви
Ждем китайцев? Иностранцам разрешат скупать Дальний Восток
Как Саргсян продал Армению и что из этого вышло
Ждем китайцев? Иностранцам разрешат скупать Дальний Восток
Ждем китайцев? Иностранцам разрешат скупать Дальний Восток
Последний козырь: Запад решил обойти вето России в ООН
СК: бешеная бездомная собака снова истерзала ребенка
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Лукашенко пригрозил расстреливать воров "как в 90-е"
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Белгородок обязали получать разрешение на аборт в церкви
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса
США окружили Россию кольцом биологических лабораторий
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Завидуй, провинция: московские учителя получают 100-тысячные зарплаты
Белгородок обязали получать разрешение на аборт в церкви
Кремль срочно поменял формат инаугурации
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса
Лукашенко пригрозил расстреливать воров "как в 90-е"