Виль Липатов против "золотой молодежи"

Сегодня, к сожалению, в отечественной литературе есть имена, которые уже мало что говорят молодому поколению. Вполне успешный (по советским меркам) писатель Виль Липатов многим памятен двумя запоминающимися образами – «деревенского детектива» Анискина и комсомольца Жени Столетова.

Наверное, еще и потому, что в свое время по этим произведениям были сняты фильмы. Милиционера из сибирского села Кедровка блистательно сыграл всенародно любимый Михаил Жаров, главного героя романа «И это все о нем» - молодой актер Игорь Костолевский. Если Анискин по-прежнему неторопливо ведет свои расследования, то достаточно посмотреть на программу телевидения, чтобы убедиться – телесериал про комсомольца Столетова давно и упорно не показывают.

Литературная деятельность Виля Липатова, которому сегодня исполнилось бы 80 лет, была достаточно плодотворной. Актуальность проблематики, острота конфликтов, новизна сюжетов и характеров, образный стиль, характерный и колоритный язык – это привлекало внимание критики, вызывало большой интерес читателей.

Еще когда Липатов работал журналистом в редакции газеты «Причулымская правда», он прослыл профессионалом, который умеет написать очерк после масштабной пьянки. Первые рассказы Липатова «Самолетный кочегар» и «Двое в Тельняшках» лишь подтвердили его мастерство, недаром популярнейший журнал «Юность» напечатал их в 1956 году. Затем появились повести: «Шестеро», «Своя ноша не тянет», «Глухая мята», «Стрежень», «Черный Яр», «Деревенский детектив», «Сказание о директоре Прончатове», «...Еще до войны», «Серая мышь».

Однажды Виль Липатов сказал, что по-настоящему хороший человек не может стать хорошим писателем, потому что настоящий хороший писатель должен быть равнодушен к окружающим его бедам и несчастьям, он должен это созерцать, оценивать и фиксировать. Если он будет расходовать свою душевную энергию на сострадание или помощь, это обеднит его книги.

Виль Владимирович остро подымал тему конформизма. На одном из съездов писателей он в кулуарах сказал: «Раньше как было? Каждый монарх считал счастьем для себя процитировать писателя. А сейчас выступает Марков (Георгий Мокеевич Марков с 1971 г. первый секретарь Союза писателей СССР – ред. ) и цитирует Брежнева».

В посмертно опубликованном, во многом автобиографическом романе «Лев на лужайке» (1978/79; публикация 1989–1990 гг.) рассказывается о головокружительной газетной карьере «обаятельного конформиста». Это писалось, когда Липатов был уже смертельно болен. Но глубокий социальный анализ происходящего в обществе «развитого социализма», конформизм отдельно взятого человека - вот «вечные» темы писателя Липатова.

Коммунист, бывший фронтовик Федор Анискин требовательный и человечный, не просто уполномоченный милиции, а уполномоченный Советской власти. Он умеет мыслить в государственных масштабах. Евгений Столетов - человек, стремящийся жить по правде, глубоко верящий в добро, справедливость, честность.

Сегодня «героями нашего времени» стали браток Данила, «бригадир» Саша Белый и «менты». Однако у руководителей народным образованием видимо еще хватает ума и такта не предлагать школьникам написать сочинения о них. О комсомольце Евгении Столетове тогдашние ученики писали сочинения.

Главный конфликт романа «И это все о нём» (1974), который он посвятил комсомольцам семидесятых годов, в столкновении комсорга Столетова с начальником лесосеки, прагматиком Гасиловым. Мастер лесозаготовительного участка с целью личного обогащения занижает нормы выработки, и благодаря этому постоянно перевыполняется план.

Вечный сюжет, а не только дань модной в советской литературе «производственной теме». «Благородный муж думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно», - как афористично заметил великий китайский мудрец Конфуций.

Виль Липатов писал, что он придает большое значение тому, что читает тот или иной мой герой. Это очень важно для того, чтобы понять, какой он человек». Евгений Столетов много читает. Под влиянием «Хижины дяди Тома» Г. Бичер-Стоу еще в раннем детстве у него пробудилось чувство сострадания к угнетенным народам. Повзрослев, он стал вырезать из журналов фотографии старых негров.

В настоящее время выразителями гасиловщины, как не странно, оказались бывшие комсомольцы.

Новый роман постаревшего плейбоя Василия Аксенова «Редкие земли» имеет подзаголовок «Блеск и нищета олигархов: последним комсомольцам посвящается». Главный герой произведения Ген Стратов, поколение которого, как пишет автор, «должно приступить к «космическим одиссеям», но пока человечество не открыло новые энергии, собирался «посвятить свою жизнь Африке как возможной арене массовых бедствий».

Перекличек с повествованием Липатова множество, герои Аксенова то и дело окунаются «пятками в прошлое» - в 70-е годы, когда еще жил и творил Виль Владимирович. Вот только повествует Василий Аксенов о тех, кто вырос «на корявых стволах уродливой идеологии».

Например, о неком господине «сорока с чем-то лет, имеющем какое-то отношение к нашему роману». В «узнике краснознаменного изолятора» московской тюрьмы «Фортеция» узнается реальный арестант «Бутырки» и «жертва Басманного правосудия», как о том кликушествуют либералы.

Липатов делает своим героем внука старого большевика, сына разведчика, скончавшегося после войны от фронтового ранения, воспитанного на революционных традициях старшихпоколений. Его идейным наставником является учитель Викентий Алексеевич Радин, потерявший на фронте зрение, которого Евгений называет своим комиссаром.

Ген Стратов – представитель «золотой молодежи», у которого, «несмотря на возраст, накоплен очень богатый и очень нам нужный сейчас бэкграунд», пишет большой поклонник джаза Аксенов. Персонажи романа, с дипломами престижных вузов, несмотря на «умные» разговоры, модные словечки и прочую мишуру, на голову ниже не шибко грамотного, но умного Анискина. В отличие от этой швали, «деревенский детектив» умел мыслить в масштабах всего государства, а не в ограниченных рамках банковской ячейки.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить