Джо Дассен: самый французский из американских певцов

Сегодня исполнилось бы 70 лет самому популярному в СССР заграничному певцу – Джо Дассену. Пожалуй, не было во второй половине XX века певца более аполитичного, чем Дассен. Все его песни посвящены лишь проблемам человеческих отношений – любви, дружбы, расставаний – но именно эта тема оказалась близка и понятна огромному количеству слушателей по всему миру.

Джозеф Айра Дассен родился 5 ноября 1938 года в Нью-Йорке. Его родители были людьми не чуждыми культуре. Мать – Беатрис Лонер – известная скрипачка, работала с испанским композитором и виолончелистом Пабло Казальсем. Отец – Жюль Дассен – после непродолжительной карьеры актера стал ассистентом великого Хичкока, а затем и сам добился многого на режиссерском поприще.

В 1950 году семейство Дассенов покинуло Америку. Левые взгляды Жюля Дассена привлекли к нему излишнее внимание, что было особенно опасно в период маккартистской «охоты на ведьм». Так молодой Джозеф оказывается в Европе, где на протяжении пяти лет меняет страны проживания и школы. Его интересует научная деятельность и литературное творчество.

В 1955 году после развода родителей он возвращается в Америку. С 300 долларов в кармане и огромным желанием учиться, он поступает в Мичиганский университет, где изучает этнологию. В это время по всем США гремит рок-н-ролл Элвиса Пресли, а затянутая в кожу молодежь протестует против всего подряд.

Но молодого Джозефа это мало интересует – он играет на акустической гитаре французские песни, усердно учится для получения степени магистра и подрабатывает как придется: грузчиком, водителем, ассистентом психолога, курьером.

В 1958 году отец приглашает его сняться в фильме «Закон» (другое название «Куда дует горячий ветер»). Кроме исполнения второстепенной роли, Джозеф пишет для фильма песню, а позднее делает еще несколько музыкальных композиций для киноработ отца.

В 1962 году Джо Дассен с дипломом этнолога в кармане возвращается в Европу. Он работает ассистентом режиссера у отца, ведет передачу на радиостанции «Радио Люксембург», выступает в роли журналиста «Плейбоя» и много времени проводит на светских мероприятиях.

Во время одной из вечеринок он знакомится с Мариз Массьера. После раута Джозеф увозит Мариз за город на уик-энд. В его планы входит соблазнение красавицы – вечер, камин, песня под гитару. Джо поет для возлюбленной песню «Freight Train», и девушка не может устоять перед бархатистым голосом соблазнителя. Но именно это в корне меняет всю жизнь Дассена.

Мариз обращается за помощью к своей подруге Катрин Ренье, которая работает в звукозаписывающей компании. Ей хочется записать виниловый диск с голосом Джозефа – единственный экземпляр, который будет только у нее.

Мариз приносит Катрин магнитофонную ленту с записью, Катрин обещает сделать пластинку в ближайшие дни. Но пленка попадает в руки других сотрудников – им надоело слушать записи американских певцов и хотят развлечься, послушав молодого французского исполнителя.

Необычный голос и манера исполнения заинтересовали руководство звукозаписывающей компании. Они пригласили Дассена на встречу и, после двухмесячных настойчивых переговоров, убедили Джозефа подписать контракт и выпустить пластинку.

Так началась музыкальная карьера Джо Дассена. Путь к славе тернист и труден – вслед за удачами и хитами следуют провалы. Вместе со своим новым продюсером Жаком Пле, Дассен штурмует чарты – он не разменивается на популярные тенденции, всегда придерживаясь своего собственного стиля. И даже когда Фортуна отворачивалась от певца, он не сдавался.

Да, были у жизни Джозефа моменты, когда алкоголь и наркотики подходили близко к его больному сердцу, но смогли ли они проникнуть в его жизнь – никто не знает. Он был неинтересен для журналистов – никаких сенсаций, никаких скандалов.

Как говорил сам Дассен: «Каждый, приходя домой, имеет право закрыть за собой дверь. Такое же право я оставляю для себя». Два брака, смерть первого ребенка – все это прошло мимо колонок светской хроники. Зато пятнадцать альбомов – практически по одному за каждый год творческого пути.

20 августа 1980 года во время отпуска на Таити Джо Дассен скоропостижно скончался от сердечного приступа прямо во время обеда в ресторане «У Мишеля и Элиан». Этого трагическому событию предшествовала череда инфарктов, приводивших на больничную койку – проблемы с сердцем были диагностированы в Джозефа еще в отрочестве.

Как ни прискорбно, но именно безвременная кончина Дассена послужила катализатором его популярности. Пока пресса проводила собственное расследование

Джо Дассен: самый французский из американских певцов
Джо Дассен: самый французский из американских певцов
причин смерти, слушатели бросились раскупать диски певца, а радиостанции крутили его песни круглосуточно. Последний альбом Джозефа и сборник лучших хитов на трех пластинках увидели свет всего несколько дней спустя после похорон.

Джо Дассен был и остается классиком любовной лирики. И как не странно, это человек, знавший французский язык гораздо хуже английского, во всем мире причисляется к культурному наследию Франции вместе с Эдит Пиаф, Шарлем Азнавуром и его кумиром Жоржем Бассенсом.

Читайте еще в разделе "Культура" .

Автор Павел Урушев
Павел Урушев— редактор отдела науки интернет медиахолднга Правда.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить