"Великого Геннадия" в России не слышно

Вчера вечером в Большом зале Московской консерватории отмечали 75-летие Геннадия Николаевича Рождественского. Великого дирижера и просветителя поздравил Президент России Владимир Путин. "Для миллионов поклонников классического искусства из разных стран мира Ваше имя олицетворяет высочайший уровень и богатейшие традиции отечественной музыкальной культуры", - под этими президентскими словами, действительно, могут подписаться десятки миллионов ценителей прекрасного.

Конечно, для юбилея великий музыкант мог бы  избрать классические шлягеры, которые у не особо взыскательной, но богатой части публики пошли бы " на ура". Но надо знать задор Геннадия Николаевича! Он выбрал для юбилея изысканные вещи, ставшие для немалого числа меломанов настоящим открытием. В концерте, где Рождественский дирижировал вместе со своими учениками, прозвучали шедевр молодого Стравинского "Фейерверк",кантата Сергея Прокофьева "Здравица" и настоящее пиршество для гурманов - вокально-симфоническая поэма "Куллерво" Сибелиуса.

Триумфально прошедший концерт напомнил многим, в том числе и мне, блистательные циклы, которые двадцать лет назад Рождественский вел в Московской консерватории вместе с созданным специально для него Оркестром Министерства культуры СССР. Помню, какое потрясение испытывал переполненный зал от гениальных трактовок симфоний Антона Брукнера, чью музыку Геннадий Николаевич фактически заново открыл для нас в подлинно метафизическом смысле. А кто, как ни Рождественский,дал нам возможность насладиться откровениями Богуслава Мартину и Кароля Шимановского,потрясающей красотой симфонизма сюит из "Пелеаса и Мелисанды" Клода Дебюсси? Каждый концерт маэстро становился путешествием в мир национальных музыкальных культур, открытием незаслуженно забытых имен и так же незаслуженно забытых сочинений знакомых с детства классиков.

В год столетия Шостаковича особенно стоит отметить настоящий подвиг Рождественского,записавшего со своим оркестром все симфонии советского гения. Эти записи имели невероятный успех во всем мире, стали эталоном, а то, как Рождественский интерпретировал самое великое, наряду с Девятой симфонией и "Песней о земле" Малера, творение мирового музыкального искусства о неизбежности смерти -  Четырнадцатую симфонию, вряд ли удастся кому-нибудь превзойти. Геннадий Николаевич сыграл и записал множество малоизвестных, а то и вовсе неисполнявшихся и неиздававшихся вещей Шостаковича. К примеру, он открыл миру восхитительные и загадочные джазовые сюиты гения, музыку одной из которых использовал сам Стенли Кубрик в качестве заглавной темы своего последнего фильма "С широко закрытыми глазами".

О Рождественском, о его лекциях и концертах, о его уникальных книгах можно и нужно говорить бесконечно.Одна его роль в жизни и творчестве ныне незаслуженно забываемого Альфреда Шнитке - тема для толстенного романа. Сын выдающегося русского дирижера Николая Аносова и великолепной оперной певицы Натальи Рождественской, он уже в 20 лет попал в Большой театр, а через год  дирижировал "Спящей красавицей". Именно Рождественский открыл поклонникам музыкального театра творчество выдающегося русского мастера Родиона Щедрина,продирижировав его первым балетом "Конек-горбунок".

Когда в 2000 году Геннадия Рождественского пригласили стать главным художественным руководителем Большого театра, меломаны были в полнейшем восторге. И те, кто помнил, каких высот достиг Большой в конце 60-х годов прошлого века, когда Рождественский был его главным дирижером. И те, кто видел и слышал, какие чудеса творили Рождественский и Борис Покровский в столичном Камерном музыкальном театре. И те,кто следил за успехами дирижера на крупнейших мировых площадках - с нашим маэстро с крайним удовольствием работали и работают крупнейшие оркестры Европы и Америки.

Но, увы, Геннадия Николаевича из Большого просто выжили.При прямом попустительстве и молчании тогдашнего министра культуры Швыдкого Рождественскому устроили подлую травлю в некоторых газетах известного "деликатесного" направления в то время, как всемирно признанный мастер готовил постановку труднейшей оперы Прокофьева "Игрок".Дошло до того, что на страницах "Коммерсанта" некая Черемных обвинила маэстро в  том, что оркестр под его управлением настолько скверно играл 60-ую симфонию Гайдна, что даже был вынужден остановиться для...перенастройки инструментов.

Пораженные хамским враньем, музыканты оркестра написали письмо в "Коммерсант", вкотором просвещали неучей, что в этой симофнии Гайдна, согласно замыслу композитора, в шестой части написано "Остановить оркестр и попросить настроиться, после чего продолжать шестую часть". Сей юмористический трюк был связан с тем, что эта симфония писалась Гайдном на основе его же музыки  к пьесе Реньяра "Рассянный", и означал всего лишь приход музыкантов. В "Коммерсанте" протест  проигнорировали и продолжили травлю.

"Искренне не Ваш!" - подписал  свое письмо господину Швыдкому Геннадий Рождественский. Увы, тогда его в этом справедливом отношении мало кто поддержал. Тем более, что друзья Швыдкого типа тогдашнего редактора отдела культуры "Известий" Валерия Кичина сделали все возможное, чтобы показать, что уход Рождественского из Большого - не такая уж и большая потеря для нашего искусства. Того самого Кичина, который организовалныне в "Российской газете" самый хвалебный, большой и, естественно, искренне-бескорыстный материал, восхваляющий бездарную  кинофальшивку "Сволочи". И, который, кстати,прославляет везде Швыдкого, его замов Голутву и Лазарука, а также прочих ФАККовских "высокопрофессиональных деятелей". Надо ли удивляться тому, что Кичин и компания даже не заметили важность 75-летия Рождественского. Зато к 60-летию  Марка Рудинштейна государственная газета дала подобострастное интервью с ним.Ну как тут не вспомнить строки из крайне популярного в народе и приписываемого Игорю Иртеньеву стиха про Швыдкого: "Вместо Лихачева - Пугачева, вместо Рубинштейна - Рудинштейн"?

С вынужденным уходом из Большого Геннадий Николаевич без работы не остался. Даже сейчас, в столь уважаемом возрасте, его гастрольные планы расписаны до 2008 года, а прямо из Москвы музыкант летит в Софию на конкурс дирижеров своего имени. А вот что приобрел Большой из-за безответственной политики Швыдкого, хорошо известно - "Детей Розенталя" с вызывающе посредственной музыкой некоего Десятникова и либретто "писателя" Сорокина. А если бы Рождественский остался в Большом, то, скорее всего, именно на его сцене, а не в Перми, состоялась российская премьера имевшей грандиозный успех при постановке Ростроповичем в Стокгольме оперы Родиона Щедрина "Лолита". Разницу почувствовать нетрудно: Щедрин - Десятников, Набоков - Сорокин. Только  понимает ли ее гражданин, считающий для себя уместным не столько профессионально руководить культурой, сколько плясать в вульгарных телешоу в шутовском зеленом фраке, самокритично напевая специфическим голосом песню Винни Пуха: "В голове моей опилки - да,да,да"?

И еще об одном необходимо сказать.Год столетия Шостаковича из-за пренебрежения нынешним ФАККовским руководством нуждами подлинной культуры Россия встречает с практически погибшим, единственным на всю страну радио академической музыки "Орфей". Крик души миллионов меломанов, который выразил своим недавним заявлением пианист Николай Петров,до сих пор не привел к каким-либо результатам. "Орфей" убрали со средних волн, где он и так работал в монорежиме, а частоты УКВ сегодня практически вышли из употребления. А вот на FM-диапозоне для "Орфея" места нет! И,судя по всему, не предвидится. Так что поклонникам классики в российской провинции, для которых до сих пор радио остается единственно возможным способом приобщиться к гениальной музыке Шостаковича в потрясающей интерпретации Геннадия Николаевича Рождественского, остается лицезреть "разговоры о вечном и прекрасном", которые господин Швыдкой с поразительной настойчивостью продолжает вести на канале "Культура", где, кстати, так и не нашлось места для прямой трансляции юбилейного концерта великого музыканта.

Андрей Щербаков

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
Комментарии
На памятнике Калашникову изобразили "Штурмгевер". Кто виноват?
Еще одна учительница сядет за секс с учениками. Пожизненно
"Выкорчевать заразу": Каспаров поставил России условие
СМИ: какие "топовые" банки ждет банкротство
Чонгарская вышка вместо украинской пропаганды транслирует передачи из России
Чонгарская вышка вместо украинской пропаганды транслирует передачи из России
Русский язык в Татарстане: проблем нет. Или есть?
"Яблоко" предлагает России смириться
Еще одна учительница сядет за секс с учениками. Пожизненно
Ночные "Страхи" Моргана Фримена
Ночные "Страхи" Моргана Фримена
СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
«Тайна», найденная Рондой Берн, оказалась пустышкой
«Тайна», найденная Рондой Берн, оказалась пустышкой
«Тайна», найденная Рондой Берн, оказалась пустышкой
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев
Тома Круза хотят пожизненно посадить за смерть двух пилотов