Резо Чхеидзе: Всегда горит свеча

Режиссеры бывают модные, современные, концептуальные и даже мудрые… А бывают, точнее, есть, — классики. Работы, снятые этими мастерами, попадают в энциклопедию мировых ценностей и остаются там навсегда. Вне времени, вне национальности. Грузинское кино вошло в мировую фильмотеку наравне с итальянским, французским, американским, иранским. И признанным мировым мастером, классиком грузинского кино считается Резо Чхеидзе.

Справка "Правды.Ру": Резо (Реваз) Давидович Чхеидзе, грузинский режиссер, Народный артист СССР. Родился 8 декабря 1926 года в Кутаиси. В 1955 году вместе с Тенгизом Абуладзе снял фильм "Лурджа Магданы", за который получил "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля (1956). Самый знаменитый фильм Р. Чхеидзе — "Отец солдата" (1964). Поставил фильмы "Саженцы" (1972), "Твой сын, земля" (1980), "Житие Дон Кихота и Санчо" (1988), "Свеча с Гроба Господня" (2008) и др. В 1973 году Резо Чхеидзе стал директором киностудии "Грузия-фильм", которую возглавлял много лет.

Корреспонденты "Правды.Ру" встретились с Ревазом Давидовичем на фестивале "Московская премьера", где мэтру вручали специальный приз за вклад в развитие культуры. Разговор начался с рассказа Чхеидзе о своем последнем фильме "Свеча с Гроба Господня":

— В основу этого фильма легла новелла шведской писательницы, которая в свое время, в 40-е годы, получила Нобелевскую премию, Сельмы Лагерлеф. История разворачивается в Италии, в городе Флоренция, во времена крестовых походов. Главный герой как крестоносец попадает на Святую Землю, на могилу Христа. Существует такая легенда, что зажженную свечу от священного огня у Гроба Господня надо сохранить и принести в свой дом. Какой бы трудной не была дорога назад, нельзя дать потухнуть пламени, священную свечу надо обязательно принести в свой родной город, в свой дом, для своей возлюбленной… Действие фильма мы перенесли в современную Грузию, в новелле главный герой — итальянец рыцарь, у нас — грузин актер. Актер попадает на кинофестиваль в Иерусалим и приносит оттуда свечу, зажженную от Гроба Господня…

— Фильм "Свечу с Гроба Господня" вы, Резо Давидович, делали долгие 6 лет — не хватало денег. Поэтому, видимо, как никто другой знаете, насколько важна творческому человеку финансовая поддержка государства.

— Я должен отметить помощь, которую мне оказали киностудия "Мосфильм", где я практически и делал эту картину, и ныне экс-министр культуры России Александр Авдеев, необыкновенно такой деловой человек. Мне удалось завершить свою работу. Но, к сожалению, финансовые проблемы сегодня определяют состояние как грузинского, так и российского кинематографа.

Конечно, я видел не все работы молодых режиссеров, но хочу отметить основную тенденцию. На мой взгляд, многие победы, я имею ввиду их творческие победы, носят случайный характер. Поясню, в каком смысле случайный. Если деньги достанут, то снимают, если нет — то стоят. У меня ощущение, что это — талантливые люди, но они взлетят, проявят себя, если только будет работать система, которая им помогает. Сегодня режиссеру нет времени думать о творчестве, ему приходится ломать голову, где достать деньги на свое кино. Для нас, многих творческих работников, такая задача непосильна, унизительна.

— Что можно и нужно сделать, чтобы исправить сегодняшнее положение?

— Государство обязательно должно помогать художнику, по-моему, по-другому кино никак не сможет подняться. То есть, в нашей системе по-другому не получится. В Америке есть люди богатые, их профессия — зарабатывать на кино. У них есть деньги, они вкладывают их в производство фильма, фильм приносит доход и деньги возвращаются им обратно. Эти люди профессионалы, они оценивают режиссера, сценарий, актеров, потери, прибыль…. Стал уже устоявшимся термин — американское продюсерское кино. И там, я знаю, появляются сильные, философские фильмы. А у нас таких людей нет. Богатые-то есть. Но, одни не хотят признавать, что они богатые, потому что тогда их могут арестовать. Те же, кто вкладывает деньги в кино, диктуют свои законы. Многие из их ценностей мне кажутся сомнительными, поэтому то и фильмы получаются малопрофессиональными и одинаковыми. Я жду, что помощь в возрождении как российского, так и грузинского кино должна прийти от государства. Я 34 года был директором студии "Грузия-фильм", 34 года — не шутка, всю систему и творческую, и бюрократическую я знаю изнутри. Хорошее кино должно стать государственной задачей.

— Но, насколько мне известно, грузинские власти предпочитают тратить бюджет в соответствии со своим вкусом. Самый крупный их проект — фильм "5 дней в августе" голливудского режиссера Ренни Харлина с Энди Гарсия в главной роли. Затрачено 20 миллионов долларов и … закономерный провал в прокате.

— Сознаюсь, про этот фильм и его цену не слышал. Вы знаете, отвлечемся от того, чей это был заказ. В Грузии трудно, невозможно сделать дорогостоящую картину окупаемой. Все-таки грузин всего 3,5 миллиона, и не все ходят в кино, так что о том, чтобы вернуть деньги, можно только мечтать. Надо, чтобы обязательно пошла лента в России, за границей. Вот поэтому я и говорю, спонсировать кино должно государство, а не богатый продюсер, думающий только о рентабельности.

— Грузинские чиновники считают, что пользу их отечеству принесет пропаганда. Они не хотят опираться на таких столпов национального искусства как вы, Резо Чхеидзе, Стуруа, не хотят вкладывать деньги в молодое поколение режиссеров. Их интересует политика, но вот правильно ли это?

— Что можно называть политикой и что нельзя называть политикой? Политика — это не Америку ругать. Например, я считаю, что сегодня такая неполитичная вещь, как религия, — это основной политический курс как любого государства, так и меня, отдельного человека. Религия объединяет народ, поднимает его на защиту своего "я". Не потерять себя — сегодня это самое главное.

— Резо Давидович, пожалуйста, дайте совет молодым: и новому поколению режиссеров, и обычным молодым людям, которым жить в XXI веке.

— Нужно ориентироваться на самые вечные ценности. Только они помогут пройти по жизненному пути с высоко поднятой головой. Надо ближе держать себя к Христу, к религии, чтобы очиститься от всей, понимаете, грязи. Единственный критерий, которым оцениваешь свое поведение, свои заслуги — это чистота духа и мысли. И думай о том, чтобы честно предстать потом перед Богом, когда тебя позовет земля.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Беседу вели

Автор Светлана Болотникова
Светлана Болотникова — журналист, бывший собственный корреспондент GeorgiaTimes.Info и NewsInfo.Ru *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Темы рени
Обсудить