Великий комбинатор превратил актера Арчила Гомиашвили в бизнесмена

Арчил Михайлович откровенно называл Остапа Бендера, роль которого однажды сделала его знаменитым, "сопляком". Гомиашвили мог себе позволить такое панибратство по отношению к "Великому комбинатору" - и личина, и лицедей оба были в душе актерами:

- Мне смешно, когда очередного предприимчивого человека называют Бендером наших дней. Сегодня Бендер просто побоялся бы на улицу выйти. В отличие от нынешних бизнесменов с большой дороги Бендер — художник, творческая личность. Он точно не негодяй. Остап — человек редкой широты души, игрок, виртуоз и жизнелюб. За его обаяние ему можно все простить, — сказал Арчил Гомиашвили в интервью журналу "Профиль".

Хамите, парниша!
Бендеровская закваска была в нем изначально и порой рвалась наружу. С младых ногтей. Итак, начнем с начала... "Инда взопрели озимые".

Арчил Гомиашвили родился 23 марта 1926 года в грузинском городе Чиатура. После окончания Московской школы красной профессуры его отца (безусловно, не турецко-подданнного) направили в Донбасс, на должность председателя профсоюза угольщиков. В конце 1930-х годов он был репрессирован и на свободу вышел лишь в 1944 году. Во время войны Арчил учился в Тбилисском художественном техникуме при Академии художеств, потом в школе-студии МХАТ.

Горячий грузин связался со шпаной — его даже несколько раз арестовывали, — а после одной драки ему и вовсе пришлось оставить Москву. Однако молодому хулигану повезло — он ("с таким счастьем — и на свободе") не угодил за решетку, а ведь "кодекс мы должны чтить". "Нет, это не Рио-де-Жанейро, это гораздо хуже", — мог сказать тогда Арчил и укатил назад в горы.

На волю! В пампасы!
В Тбилиси его приняли в труппу Академического театра имени Марджанишвили, а в 1958 году актер уехал в Поти и работал сначала в театре имени Эристави, а потом — "ноги моей здесь не будет при таком окладе жалованья" - в Русском театре имени Грибоедова.

Первая роль в кино выпала на молодежно-фестивальный 1957 год. Арчил Гомиашвили дебютировал в фильме Кеворкова и Карамяна "Лично известен". Та самая лента, в которой пламенному революционеру Камо загоняли иголки, чтобы понять: он действительно псих или придуривается.

Командовать парадом буду я!
Всесоюзная слава пришла к актеру почти через 15 лет. Перед глазами навязчивая картинка: на фоне кинотеатра "Россия" стоит стройный молодой человек в зеленом костюме в талию и штиблетах апельсинового цвета. "Роль 28-летнего Остапа я сыграл, когда мне уже исполнилось 44 года. Я был старше, а значит, мудрее. Георгий Данелия однажды задумался: интересно, а как бы Остап Бендер сыграл Арчила Гомиашвили? И никто не увидел в этих словах иронии", — вспоминал актер.

Именно культовая комедия легендарного Леонида Гайдая "Двенадцать стульев", первая и наиболее удачная экранизации одноименного романа Ильфа и Петрова, сделала из безвестного актера "кавказской национальности" всесоюзную знаменитость. А уж Грузию и грузин русские любили всегда. А девушки, как опять же любил говорить Остап Сулейман Берта-Мария Бендер Бей, "девушки любят молодых, длинноногих, политически грамотных".

В 1973 году Арчила Гомиашвили берут в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола. Через несколько лет он переходит в театр имени Пушкина. Чем не авантюрист, ищущий свою дюжину стульев работы мастера Гамбса?

Заграница нам поможет
В конце 80-х он встречается в Западном Берлине с миллионером Майклом Фильдом, по автобиографической книге которого Гомиашвили собирался снять кинофильм и уже засел за сценарий. Переговоры вяло текли. Не было денег. И вот — чем не комбинаторский трюк?

Как рассказывал сам Гомиашвили, произошло чудо. В одном казино он поставил последнюю банкноту в 100 марок, и снял приличный куш — более 100 тысяч дойчмарок. В качестве компенсации за нереализованный проект иностранец подарил актеру десять игровых залов. Словом, "кофе тебе будет, какава"! Невзирая на морализаторство своего героя, говорившего, что "все крупные современные состояния нажиты самым бесчестным путем", сам Арчил Михайлович разбогател вполне легально, а не превратился в подпольного миллионера.

Сбылись мечты идиота!
В 1990 году он стал президентом акционерного общества "Сити-бизнес", а в конце 1992 года открыл в Москве клуб "Золотой Остап", который вскоре стал одним из самых престижных столичных мест, а ресторан клуба в 1996 и в 1997 годах был признан лучшим в Европе. Лучше скажем словами незабываемого ильфо-петровского лозунга: "Тщательно пережевывая пищу, ты помогаешь обществу".

Кризис жанра или полное спокойствие дает только страховой полис
Через 12 лет (чем не "чертова дюжина"?) на месте некогда модного клуба "Золотой Остап" возник ресторан с рыбной кухней "Порто Мальтеза".

- Это был клуб, где актерская братия справляла дни рождения, свадьбы и поминки. Но в 1998 году все как будто сговорились и перестали ходить. Мне кажется, что рестораны имеют свой критический возраст. "Остап" прожил 12 лет, и его закрытие не было печальным. Всему свой срок...

"Может быть, так надо. Может быть, именно в этом великая сермяжная правда", вздохнем мы вместе с Ильфом и Петровым.

Время, которое мы имеем, — это деньги, которых мы не имеем
Казалось, Остап преследовал Арчила всю его творческую жизнь:

- В 1958 году, когда Михаил Швейцер готовился снимать художественный фильм "Золотой теленок", он приглашал меня на пробы. Но в то время я в Тбилиси как раз создал театр одного актера, где — удивительное совпадение — репетировал именно "Золотого теленка". В пьесе, которую мы написали вместе с Юрием Петровичем Любимовым, я играл и Бендера, и Паниковского, и Фунта, и даже Зосю Синицкую. Помогали мне двенадцать девочек из кордебалета. Так что Бендер — это, наверное, судьба, — вспоминал недавно актер.

"Не надо оваций! Графа Монте-Кристо из меня не вышло. Придется переквалифицироваться в управдомы".

Мир праху твоему, дорогой Арчил!

Сегодня умер Арчил Гомиашвили — один из Остапов Бендеров

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Последние материалы