"Библиотека Шнеерсона" обострила культурные отношения России и Запада

"Холодная война" за "библиотеку Шнеерсона"

Пресловутая "библиотека Шнеерсона" поставила на грань "холодной войны" культурные отношения России с несколькими странами. Из-за попустительства американской Фемиды пострадали не только культурные связи, но и рядовые посетители музеев, о правах которых якобы так пекутся в США. На самом деле культурный обмен стал заложником еврейских религиозных мистиков - хасидов и их высокопоставленных лоббистов.

Решение американского суда, принятое летом прошлого года в отношении "библиотеки Шнеерсона", организация хасидов "Агудас Хасидей Хабад" признана обладателем семейного архива покойного раввина, чем поставило под угрозу культурные отношения России не только с США, но и с другими мировыми державами.

"Некорректное решение американского суда поставило под угрозу наши культурные связи и с другими странами, у которых есть с Америкой соглашение о поддержке судебных решений", - сказал спецпредставитель президента РФ по культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

В частности, Государственная Третьяковская галерея не будет выставлять художественные произведения из своей коллекции в США из-за угрозы претензий третьих лиц по делу "библиотеки Шнеерсона".

Читайте также: Богатым и интеллигентным - манускрипты в постель

"У нас планировалось предоставление произведений на две выставки, которые должны состояться в Нью-Йорке в этом году, но мы сняли эту возможность", - заявила на днях директор музея Ирина Лебедева.

Одновременно решается вопрос о вывозе икон из собрания Музея Андрея Рублева, которые были выданы для экспонирования в Музее русских икон в американском городе Клинтон (штат Массачусетс). Минкультуры РФ объявило об отзыве произведений, но в США заявили, что куратор музея Оксана Смирнова вернется в Россию без икон.

Кроме выставки русских икон в США в настоящее время из-за "библиотеки Шнеерсона" возникли сложности с организацией проекта "Поль Пуаре - король моды" в Музеях Кремля.

Эти и другие подобные факты заставили Михаила Швыдкого заявить, что в настоящее время разрабатывается межправительственное соглашение, "которое защитило бы культурные ценности России от претензий третьих лиц". При этом он отметил, что пока соглашение не будет принято, никакие культурные объекты не поедут в США.

Фото: AP

Проект межправительственного соглашения с США, согласованный с Минкультуры, Минюстом и МИДом, может быть подготовлен в течение месяца, отметил Швыдкой. Это зависит от того, насколько быстро им будет предоставлен проект межправительственного соглашения, согласованного с рядом упомянутых российский ведомств.

Библиотека древнееврейских книг и рукописей была основана в начале прошлого века главой общины любавичских хасидов раввином, шестым ребе Иосифом Ицхаком Шнеерсоном на основе коллекции, собиравшейся с 1770-х годов. Хасиды считают библиотеку религиозной святыней, поскольку в ней собраны рукописи и книги о хасидизме с момента появления этого течения, центром которого были Любавичи.

Библиотека насчитывает 12 тысяч книг, 50 тысяч других документов и 381 рукопись. Во время Первой мировой войны Шнеерсон вместе с семьей переехал из Любавичей в Ростов, а часть библиотеки сдал на хранение на книжный склад Персица-Полякова в Москве. В 1918 году коллекция была национализирована по декрету о научных фондах РСФСР и передана в Румянцевскую библиотеку, на основе которой была образована Государственная библиотека имени В. И. Ленина - ныне Российская государственная библиотека.

В 1927 г. ребе Шнеерсона приговорили к казни, которую заменили лишением советского гражданства и изгнанием из страны. Сначала он осел в Латвии, в 1934 г. перебрался в Польшу, а в 1939 году, когда запахло войной, бежал за океан. Ицхак Шнеерсон поселился в самом большом и наиболее густонаселенном районе Нью-Йорка - Бруклине, где по-прежнему активно действует движение Хабад-Любавич. Он умер в 1950 году, не оставив никаких распоряжений насчет библиотеки.

Другая часть библиотеки попала сначала в руки нацистов и в 1939 г. была вывезена в Третий рейх. После окончания войны книги из этой библиотеки в качестве военного трофея были перевезены в Москву, где стали частью Центрального государственного архива Красной армии, ныне Русский военный архив.

В начале 1990-х движение Хабад стало активно требовать возвращения библиотеки. В качестве правопреемника бездетного раввина выступил тогдашний лидер хасидов и зять покойного Менахем Мендель Шнеерсон (1902-1994).

8 октября 1991 года Госарбитраж РСФСР обязал Библиотеку имени Ленина вернуть коллекцию любавичским хасидам. Библиотека это решение не выполнила, заявив, что ее архивы - национальное достояние народа. 18 ноября того же года Высший арбитражный суд РСФСР вторично постановил немедленно начать передачу коллекции в фонды специально для этого создаваемой Еврейской национальной библиотеки. Тогдашний заведующий отделом рукописей Виктор Дерягин грозился сжечь себя вместе с коллекцией, а затем спрятал ее в стенах библиотеки. 14 февраля 1992 года, благодаря протестам российской общественности, пленум Высшего арбитражного суда отменил предыдущие решения. Так коллекция редких книг осталась в Москве.

В конце 1996 года некоторые рукописи якобы были обнаружены на черном рынке Израиля.

И снова вернемся к прошлогоднему снегу - хоть процесс и был летний - решению американского судьи Ройса Ламберта (Royce C. Lamberth), которое основано на Законе США 1976 года "Об иностранном суверенном иммунитете" (US Foreign Sovereign Immunities Act), позволяющем американским судам вести дела против других суверенных государств, включая их правительства. Судья принял решение, что Россия приобрела данную собственность "дискриминационно, не для общественных нужд и без справедливой компенсации", а следовательно, удерживает ее незаконно.

Российский МИД мгновенно прокомментировал: "данный вердикт является ничтожным с правовой точки зрения, представляет собой грубейшее нарушение общепринятых норм и принципов международного права". "Библиотека Шнеерсона никогда американской организации "Хабад" не принадлежала. Она вообще ни разу не покидала территорию России и была национализирована, поскольку в семье Шнеерсонов не осталось законных наследников. Ни о каком "возврате" в США этих книг речи идти в принципе не может. Напротив, именно американские хасиды должны вернуть в Россию семь книг из этой же коллекции, которые они в 1994 году получили из Российской государственной библиотеки через Библиотеку Конгресса США по международному межбиблиотечному абонементу на два месяца и уже 16 лет незаконно удерживают".

Среди российских евреев по этому вопросу нет полного единства. Представители одного из двух иудейских объединений России - Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР), во главе с главным раввином Москвы Адольфом Шаевичем, высказались за передачу библиотеки американцам. А руководство Федерации еврейских общин России (ФЕОР) и ее лидер Александр Борода воздержались от любых комментариев.

И хотя главный раввин России (по версии КЕРООР) Адольф Шаевич высказался за передачу коллекции американской организации, однако глава раввинского суда СНГ Пинхас Гольдшмидт в интервью радиостанции "Эхо Москвы" еще в августе 2010 г. назвал этот вопрос политическим и выразил мнение о невозможности решить его в судебном порядке.

Если следовать логике американского правосудия, большими правами на московский Кремль, чем русские, имеют либо поляки, либо французы. Тем более, что русские сами подожгли святыню своей древней столицы в 1812 году. Так скоро зарвавшиеся янки в судебном порядке потребуют вернуть им деньги за Аляску. Или в судебном порядке пересмотреть результаты Второй мировой войны. Да что там фантазировать? Вот вам реальность глобального однополюсного мира во всей неприглядной красе.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить