Кунсткамеры мира: музей подделок

Главное достояние музеев — подлинность и ценность экспонатов. Однако бывают исключения. В Париже существует "Музей контрафакта", экспонатами которого являются всевозможные подделки. В восточно-германском городке Кириц существует Музей лжи, а в Австрии — Музей абсурда, где выставлены самые бесполезные изобретения вроде ласт для плавающих в супе мух.

Музей контрафактной продукции (Musée de la Contrefaçon) или, проще говоря, подделок, создан французским Союзом Производителей в 1951 году с целью показать размах контрафакции в мире. Посетителям ненавязчиво внушается мысль о важности защиты авторских прав, а потенциальных нарушителей предупреждают о мерах наказания, предусмотренных законодательством.

Используя "детский" принцип "найди десять отличий", в экспозиции представлены оригиналы и их копии, размещенные рядом друг с другом. Оказывается, продукция самых известных мировых брендов на первый взгляд практически неотличима от дешевых подделок. Дамские сумочки и мужские портмоне с логотипами Louis Vuitton, галстуки и шарфы Hermes, часы и часики Cartier одежда Versace, Lacoste и других брендов. Из примерно 350 экспонатов музея, кроме предметов модного гардероба, здесь можно увидеть всевозможные игрушки, компакт-диски, DVD, и даже шедевры мирового искусства (статуя Родена) и фальшивые античные амфоры.

"Искусство есть ложь, которая помогает нам узнать как правду, так и ложь", — считает основатель и куратор "Музея лжи" Райнхард Цабка (Reinhard Zabka). Экспонаты "Музея лжи" (Lügenmuseum) изначально создавались как альтернатива реальным вещам, ведь они, по словам директора, переданы ему в дар от правнучки самого барона Мюнхгаузена. Девизом музея, который закрыт с конца прошлого года, является изречение: "Ложь на службе у правды стирает пыль повседневности со звезд".

Немецкая Википедия сообщает, что из-за проблем с арендой помещения музей в настоящее время закрыт, но все экспонаты хранятся на складе. Не так давно в экспозиции, раскинувшейся в 10 комнатах, можно было увидеть отрезанное ухо художника Винсента Ван Гога, накладные усы Гитлера, сказочный ковер-самолет, увидеть и услышать крики пассажиров тонущего "Титаника".

Читайте также: Музей секса в пуританской Америке

Фото: AP

История музея, так, как она представлена для посетителей, начинается с 1884 года, когда легендарная наследница барона Мюнхгаузена, которой тогда было 11 лет, Эмма фон Хоэнбюссов (Emma von Hohenbüssow), забросила игры с куклами, и пожелала организовать музей. Родители девочки-подростка пошли навстречу ее желанию и приобрели для нее небольшой павильон, который вскоре уже перестал вмещать все собранные предметы. Во время Второй мировой войны коллекция оказалась разграблена, а оставшиеся предметы в 1980 году на мусорной свалке их нашел художник и диссидент из ГДР Райнхард Цабка.

На самом деле этот музей возник после объединения Германии. В 1990 году Цабка превратил свою летнюю художественную мастерскую в музей. "Музей лжи" пользовался в те времена большим успехом. Он был гостем многочисленных и разнообразных фестивалей, а также международных симпозиумовпоискусству. С 1992 года музей стал получать гранты на международных симпозиумах по искусству и был официально зарегистрирован как "Немецкий исторический музей лжи".

Весной 1995 года музей стал членом Ассоциации музеев земли Бранденбург. В 2000 году Ассоциация при поддержке местных властей решили превратить "Музей лжи", благодаря его международному статусу и регулярно проводимым в нем семинарам по искусству, в социально-культурный центр. Для жителей Восточной Германии — "осси" — это лишний повод доказать, что бывшие граждане социалистической ГДР тоже не чураются художественного авангарда.

Еще бы! В этом разношерстном музейном собрании до недавнего времени были представлены диковинные кухонные и ремесленные поделки начала 20-го века, выполненные в дадаистском стиле. С одной стороны, здесь можно было натолкнуться на цитаты из тайской культуры (особенно Бали), а с другой, встретить рефлексии о политическом прошлом ГДР или высмеивание христианского культа почитания святых.

В живописной австрийской деревушке, расположенной между Веной и Прагой, посреди виноградных садов в местечке Хернбаумгартен уютно разместился "Музей абсурда" (Nonseum). Как видно, название образовано из сочетания двух слов: английского Nonsens — абсурд и немецкого Museum — музей. Всю музейную экспозицию можно охарактеризовать одним выражением — изобретения, которые нам не нужны. Идея принадлежит членам австрийского "Общества лишних мыслей" (а в более точном переводе — "Общества по реализации излишков мысли") и претворена в жизнь в 1994 году.

Читайте также: Древний город-музей под открытым небом

Возможно, что красоты природы превратили местных жителей в истинных романтиков с сентиментальной душой. Ну кто еще, кроме добродушных пейзанов, решится на изобретение электрической розетки для светлячков, ласт для плавания в супе для мух, спальных мешков для колоний летучих мышей, и типовых домиков для кротов.

Среди экспонатов этого незаурядного музея, разместившегося в бывшем хлеву: прозрачный чемодан для облегчения работы таможенников, шахматные фигурки, выполненные в виде рюмочек для любителей пьяных "шашек", очки с выразительным взглядомдля участниковпленарных заседаний (очки полностью закрывают глаза и их обладатель может сладко вздремнуть во время скучных собраний), садовый гномик с подогревом для ускорения таяния снега, черные электрические лампочки и счетчик облаков. Более менее ценным приспособлением можно считать часы, отмеряющие время парковки автомобилей. Весь "прикол" заключается в том, что это устройство постоянно обнуляет время начала стоянки — а это, как ни крути, является правонарушением не только в законопослушной Австрии.

Правда, некоторые из 350 имеющихся тут экспонатов придуманы изобретателями, обладающими своеобразным чувством юмора. Например, устройство для стрижки ногтей, выполненное в виде гильотины, носит имя несчастной французской королевы Марии-Антуанетты. Как известно, божью помазанницу лишили головы при помощи именно этого, нового по тем временам изобретения.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить