«Предмет искусства должен переходить из рук в руки»

Только в частной коллекции можно досконально изучить ценную антикварную вещь и содержать ее в соответствующих условиях. Много интересных экспонатов можно купить за рубежом, надо только заранее приготовиться к таможенным проблемам и мрачным шуткам аукционистов. Об этом рассказал «Правде.Ру» известный московский коллекционер Юрий Макаренко.

Директор одной из самых антикварных галерей Москвы, историк, археолог и коллекционер Юрий Макаренко уютно расположился в окружении египетских погребальных масок, греческой керамики, коптских тканей и других свидетелей былого. Тут можно увидеть архаику из Африки, доколумбовой Америки, и Месопотамии.

- Юрий, с чего начинается коллекционирование?

- Пару лет назад я приобрел сразу несколько вещей: бисерную маску и панель - фрагмент саркофага. Потом съездил в Лондон, на аукцион «Кристи», где в тот момент проходила распродажа нескольких коллекций. Там, в частности, приобрел вотивную стелу с изображением Хатхор и Хора Бехдетского, выполненную из известняка в III-II вв. до н.э.

- Чем руководствуются покупатели, которые приходят в вашу галерею?

- Это каждый решает по-своему. Одни восхищаются искусством Древнего мира, чтят забытые в веках цивилизации. Для других обладание этими предметами искусства не только хорошее капиталовложение, но, что более важно, огромное желание спасти произведения великих культур от уничтожения. Мы делаем все, чтобы эти памятники «прожили» как можно дольше - и, конечно же, попадали в надежные руки.

- Вы поддерживаете отношения с вашими клиентами?

- Стараюсь. Не всегда это получается, но бывают случаи, когда завязывается знакомство, и мы продолжаем общаться с человеком спустя время.

- Что способствует приобретению артефактов?

- Прежде всего, ценность самого предмета и его привлекательность лично для меня. Когда я знаю, что вещь из хорошей и легальной коллекции выставляется на торги, то всегда стараюсь ознакомиться и изучить ее. Очень важно происхождение артефакта, его история. Наша галерея приобретает вещи, которые имеют документальное подтверждение своего происхождения. Вот почему я веду дела исключительно с известными зарубежными галереями и аукционными домами. Мы стараемся спасти памятник, обеспечить ему консервацию и максимальную защиту от внешней среды. Однако, как директор галереи, я стараюсь приобретать предметы, изначально находящиеся в хорошем состоянии.

- С какими аукционами предпочитаете работать?

- Я приобретаю вещи и в Великобритании, Голландии, Швейцарии. Но, безусловно, первое место все же за Германией. Так сложилось исторически, что это страна коллекционеров. Да и мне очень симпатичны немцы. С ними приятно работать. Они всегда стараются идти навстречу. Впрочем, самые интересные приобретения были у меня на аукционе «Кристи».

- Какие памятники заинтересовали вас на «Кристи»?

- Позолоченная погребальная маска греко-римского времени и стела из коллекции Вильгельма Хорна, о которой я говорил. За маску шла очень жесткая борьба, но мне удалось ее приобрести. Так я стал счастливым обладателем удивительной египетской реликвии, интерес к которой проявили крупнейшие российские музеи, предложившие включить ее в одну из выставок. Маска прекрасно сохранилась и стала, как писали в прессе, одной из сенсаций последнего Международного антикварного салона в Москве.

- Юрий, у вас великолепная коллекция коптских тканей. Откуда они?

- Ткани были приобретены также на аукционе «Кристи». Коптские ткани для новых российских коллекций - большая редкость. Лот включал в себя коллекцию из 16 предметов. Сейчас мы полностью подготовили их к экспозиции и представили в галерее.

- Где, на ваш взгляд, место для действительно редкой вещи - в частной коллекции или в музее?

- Дело в том, что все музейные собрания начинались с частных коллекций, поэтому их место: как в музеях, так и в частных руках. Однако есть маленькая разница - частное собрание более «живое». В музейных фондах десятилетиями хранятся вещи, о которых публика даже не подозревает, и на которые у хранителей порой элементарно не хватает сил. Только в частной коллекции можно действительно изучить каждую вещь досконально и, что более важно, содержать ее в соответствующих условиях. В музеях, к сожалению, таких возможностей зачастую нет. Я не противник музеев. Именно там мы впервые знакомимся с удивительным миром древности. Однако я не согласен с теми, кто утверждает, что раритеты должны храниться только в музеях

Умерший в облике Анубиса, плывущего на ладье. Фрагмент росписи
Умерший в облике Анубиса, плывущего на ладье. Фрагмент росписи
. Предмету искусства необходимо переходить из одного собрания в другое, обрастая своей собственной историей и судьбой.

- Вы покупаете предметы на аукционах и в галереях. Если бы вам предложили приобрести древность частные лица. Дали бы согласие?

- Я очень осторожно отношусь к этому вопросу и не имею дело с предметами с сомнительной репутацией или историей. Мне вполне достаточно европейских аукционов и галерей. Если же ко мне обратятся люди с коллекцией действительно достойной и стоящей внимания, имея при этом документацию, подтверждающую легальность и подлинность собрания, то, безусловно, наша галерея будет рада рассмотреть подобного рода предложения.

- Были ли случаи, когда хотелось купить какой-либо предмет, но не получалось?

- Да, сколько угодно. Года три тому назад был аукцион в Германии, где выставлялся египетский саркофаг в очень хорошем состоянии. На тот момент его цена составляла 25 000 евро. Меня что-то остановило тогда. Возможно, я просто еще не был готов к такого рода покупкам. Быть может, решающим были слова аукциониста, который перед продажей лота спросил, неудачно пошутив: «Неужели никто не хочет купить «гробик» к рождеству?» Сами понимаете, после подобного рода высказываний желание пропало.

- Насколько трудно расставаться с предметами?

- По-разному. Меняются вкусы, отношение к предметам искусства. Бывает, от артефакта несколько устаешь, а случается и наоборот. Вроде бы предмет давно в коллекции, а расстаться с ним не можешь. Когда вижу то, что меня интересует - я продаю старый предмет и покупаю новый. Тем самым в коллекции происходит живое движение.

- Можно ли купить раритеты на российском рынке?

- Лет 10-15 назад я зашел в антикварный отдел Дома Книги на Новом Арбате. Там мне случайно попался на глаза фрагмент египетской фрески, продажная стоимость которой была очень невысока. До сих пор страшно жалею о том, что не приобрел ее тогда.

- Как с перспективой расширения вашей деятельности за рубежом?

- Существуют разного рода проблемы с таможней, налоговыми органами. Сейчас готовится новый закон о ввозе и вывозе культурных ценностей. Вот тогда можно будет говорить о расширении деятельности. Антикварный мир очень интересен и непредсказуем - здесь все возможно. Хотелось бы создать среди соотечественников некое сообщество людей, интересующихся древностью не только с позиции извлечения прибыли, но уважающих и ценящих тот мир, который навсегда ушел от нас.

Беседовала Вера Мишулина

Полностью текст опубликован на сайте Ассоциации по изучению Древнего Египта «МААТ»

© Фото – Галерея «Архайос»

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *