Выставка "Семейный альбом. Люди и события" в Твери

На фоне времени снимались те семейства...

В Тверском музейно-выставочном центре проходит выставка фотографии "Семейный альбом. Люди и события". Свои коллекции фотографий выставили Владимир Хухарев, Ирина Лобанова и Мария Сахно - члены Тверского областного народного фотоклуба. Вниманию зрителей представлены более 200 фотографий, а также фотоаппарат из красного дерева с кассетами и пластинами, изготовленный еще в начале XIX века.

Подобные огромные фотоаппараты использовались очень долго, их можно было встретить в российских фотоателье еще в 90-х годах ХХ века. В наше время массового распространения цифровых фотокамер искусство фотографии должно было бы стать общедоступным. Но фотохудожников больше не стало. Начинающий фотограф-любитель должен понимать, что одной навороченной камеры мало, "светопись" требует таланта и терпения.

Но у каждого из нас много фотографий друзей и близких. По прошествии времени и эти снимки могут стать памятниками эпохи. По ним можно будет судить о прическах и моде, вкусах ушедшей эпохи, как сейчас это делают тверяне и гости этого города на выставке старинных фотографий. Очень интересно сравнить нас, ныне живущих, с теми, жившими полтора столетия назад и навеки застывшими на снимках людьми, представить их культуру и характер. Что они делали потом, после того как "вылетела птичка"?

Старые снимки очень трогательны, порой они передают трепет и волнение людей, пришедших сфотографироваться. Это же было тогда целым событием. Процесс съемок представлялся тогда таинством, чем-то непонятным, а фотограф вел себя как художник. Впрочем, среди фотографов тех времен было немало истинных художников, внимательных к своим клиентам, старавшихся вызвать доверие, создать атмосферу раскованности. Фотография была небольшим аттракционом, в котором участвовали клиенты фотографа.

Среди выставленных в зале фотографий работы не только тверских мастеров, но и фото из Москвы, Петербурга, Тамбова, а также из Германии и Швейцарии. Это позволяет сравнить уровень развития фотографии и мастерства в России и Европе.

Впрочем, в России было в те времена много европейских фотографов, приехавших сюда работать, или их потомков, например Роберт Реслер, Яков и Евгений Эленгорны. Постепенно фотографию осваивали и русские мастера: Федор Алексеев, Николай Белугин, Олег Куличковский, Леонид Орлов, Иван Тачалов.

Первые фотографии появились в Твери в шестидесятые годы XIX века. Это были фотографические портреты работы московских и петербургских фотографов.

Читайте также: Moments&Comments: познать мир и себя

Фото: AP

Вот что рассказал о старинной семейной фотографии известный фотохудожник и большой знаток фотоискусства Валерий Нистратов:

- Рассматривая старинные фотографии, мы замечаем традиционные мизансцены: мужчины стоят сзади, дамы сидят спереди. Постепенно с годами отношение к этой мизансцене менялось, менялась мода. Ведь аппаратура была громоздкой, сначала снимали статичные сцены, виды из окон, портреты. Если в кино периоды рассматриваются на до и после появления звука, то в фотографии есть еще период до появления ракурса.

Семейные фотографии интересно рассматривать как жанр портрета, ведь ремесленник снимал так, как нравится заказчику, и хорошо знал, что именно людям нравится. Но есть и традиция художественного портрета. Очень интересны работы немца Августа Зандера, снимавшего сто лет тому назад и создавшего галерею германских типов.

Или можно вспомнить французского философа-постструктуралиста и семиолога Ролана Барта, который так иронически комментировал фотографию своего деда: "В старости ему было скучно. Все время садился за стол еще до обеда (хотя обедать начинали все раньше и раньше) и вообще все больше и больше жил с опережением - так ему было скучно..."

Увлекшись рассматриванием старинных фотографий, этот философ заметил в фотоискусстве "беспорядок", бессистемность - как и в обычной жизни. По его мнению, фотография не поддается классификации.

Барт вывел "теорию пунктума", или укола, который делает зрителю мгновенный снимок жизни, впрыскивая в душу зрителя целый остановленный на мгновение мир.

Семейная фотография у нас в России была на много лет забыта. Семейные фото не считались искусством, и их уделом было висеть в деревенских избах. А между тем на Западе, в особенности в Америке, не считалось каким-то позором вывешивать семейные фото на стенах, расставлять их на рабочем столе в красивых рамочках. Наоборот, они были предметом особой гордости. За это у нас американцев ругали, называли обывателями. Сейчас эта мода пришла и к нам.

Читайте также: О чем не расскажет "Портрет куртизанки"

Да, в России был такой период, когда семейные ценности старались разрушить. Семью должно было заменить государство. Так что фотографическая ретроспектива в Твери может быть интересна не только современным фотографам, любителям и профессионалам, которые хотели бы развивать свое творчество, основываясь на достижениях предшественников, но и тем, кто интересуется психологией и, конечно, историей.

Ее организаторы надеются, что их инициатива послужит началом широкомасштабного проекта, посвященного 150-летию тверской фотографии. Выставка продлится до 27 февраля.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Юрий Енцов
Юрий Енцов — журналист, внештатный автор Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить