Пираты Карибского моря были психопатами

Пират Франсуа Олонез был в свое время не менее популярен, чем кинематографический Джек Воробей из саги "Пираты Карибского моря", но мало чем на него походил. Он был не симпатичным парнем, а психопатом, с особой жестокостью убивавшим своих пленников. Многие пираты состояли на службе у своих монархий и поэтому "своих" не грабили. Об этом и многом другом рассказывает открывшаяся в Севилье выставка "Mare clausum. Mare liberum. Пираты испанской Америки".

Главный архив Индий в Севилье организовал экспозицию более 170 документов и карт, связанных с пиратами, которые орудовали в Карибском регионе в XVI-XVIII веках. Благодаря литературе и кинематографии сложилось мнение, что морские разбойники, во всяком случае многие из них, были романтиками, способными на героические поступки, однако в действительности они были жестокими и алчными людьми.

Название выставки поясняет, в чем состояли два европейских подхода к использованию морского пространства в эпоху великих географических открытий. Первого — Mare clausum ("закрытое море") — придерживались испанцы, считавшие, что имеют первоочередное и даже исключительное право на эксплуатацию открытых в Америке богатств. Но такие страны, как Франция, Голландия и Великобритания, тоже хотели урвать кусочек Нового Света и исповедовали другой принцип — принцип открытого моря (Mare liberum).

Читайте также: Вчера — пираты по 12. Сегодня — "рыбаки", но по 5

Первыми пиратами были французы. Первый зарегистрированный случай пиратства относится к 1522 году, когда французский корсар Жан Флери атаковал испанский корабль конкистадора Эрнана Кортеса, перевозивший сокровища Монтесумы в Севилью. Не избежал атаки пиратов и сам Кристофор Колумб, возвращавшийся из своего третьего путешествия в Америку. Правда ему удалось отбиться.

Французские пираты господствовали на море до конца XVI века, затем их гегемонию нарушили англичане, а позднее, в XVII веке, к ним присоединились голландцы и датчане. Испанцы, называвшие открытые территории в Америке "Индиями" (Las Indias), не могли противостоять хорошо вооруженным и мобильным пиратам, которые захватывали и грабили не только корабли, но и поселения. Так, город Санта Марта на побережье нынешней Колумбии за пятьдесят лет был двадцать раз разрушен и разграблен пиратами.

Фото: AP

Активность пиратов возрастала, и на смену легендам о драконах и монстрах, обитавших в Атлантике, пришли истории о не менее страшных персонажах, которых часто рисовали без глаза, с оторванной пушечным выстрелом ногой и в татуировках. Их называли по-разному: пираты, корсары, буканьеры и флибустьеры, — и между ними были отличия.

Корсары состояли на службе у государства. От коронованных особ они получали "патент на корсарство", который разрешал убивать и грабить врагов монархии. Особенно много корсаров было среди англичан и голландцев, а наиболее знаменитым корсаром был Фрэнсис Дрейк. "Дрейк считался национальным героем своей страны. Королева Елизавета I присвоила ему дворянский титул. Кроме того, он стал вторым мореплавателем, после Хуана Себастьяна Элькано, совершившим кругосветное плавание через Магелланов пролив. Причем помог ему в этом захваченный в плен португальский моряк, который хорошо знал этот район", — рассказал один из гидов выставки корреспонденту ВВС.

Менее известны сегодняшнему читателю буканьеры, французские поселенцы в Америке, которые вначале промышляли охотой и коптили из буйволятины bucan. Затем они занялись более выгодным делом — пиратством - и тоже состояли на службе у короны, только теперь французской. И наконец, моря бороздили флибустьеры (от английского fly boat — "летающая лодка"), считавшиеся самыми жестокими и злыми пиратами. Они промышляли не только набегами на корабли, но и на поселения. Главным убежищем флибустьеров был остров Тортуга, один из Каймановых островов. Согласно разработанному ими пиратскому кодексу, одним из самых страшных преступлений считалось убийство "брата". В наказание убийцу привязывали вместе с жертвой к камню и бросали в море.

Несмотря на то что главными жертвами нападений были испанские корабли, везущие награбленные сокровища, это не значит, что среди пиратов не было испанских подданных. Один из них — Бенито Сото Абоал — грабил английские и португальские суда. Он считается последним и самым кровавым пиратом Атлантики. Последний случай пиратского нападения связывают с его именем. В 1823 году он взял на абордаж судно, следовавшее из Калькутты в США. Как всегда, он приказал убить экипаж и потопил корабль. Но были злодеи и похуже. Настоящим садистом показал себя француз Франсуа Олонез. Вероятно, он подсмотрел жестокий ритуал индейцев майа. По свидетельству матроса, после пыток Олонез выбирал одну из жертв, взмахом ножа разрезал грудную клетку несчастного, вынимал сердце и, откусив кусок, съедал его на глазах остальных пленников.

Выставка "Mare clausum. Mare liberum. Пираты испанской Америки" проходит в Севилье до 31 августа 2011 года.

Все самое интересное читайте в рубрике "Культура"

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить