Путь к бессмертию в Долине Нила

Выставка "Путь к бессмертию", посвященная культу мертвых в Древнем Египте, открывается сегодня, 3 июня, в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и приурочена к международной конференции египтологов. Если вы думаете, что шесть тысячелетий, которые разделяют нас с государством фараоновым, не позволяют узнать истину о жизни, быте, проблемах вымершего народа, предполагаемая красота которого только и осталась на уцелевших барельефах, вы сильно ошибаетесь, как если думаете, что все, что можно было узнать с открытием гробниц, уже известно.

 

 Например, самыми последними находками в этой области, сделанными буквально две-три недели назад, стали кирпичи для родов, изготовленные для жены древнеегипетского правителя Абидоса (в Древнем Египте был высокий уровень смертности новорожденных, поэтому прибегали к различным методам родовспоможения, включая специально предназначенные для этого сидения с отверстием посередине) и захоронение в Долине Царей предположительно с останками четырех сыновей знаменитого Рамсеса II.

 

 Большой интерес египтологов вызвала и найденная недавно неизвестная пирамида в восьми километрах к северу от плато Гиза, породившая немало противоречий. Во время работ неподалеку от пирамиды Джедефра, который правил в 2524 2516 до нашей эры, франко-швейцарская миссия обнаружила хорошо сохранившуюся известняковую структуру, которая вызвала массу споров относительно того, является ли эта пирамида спутницей и построена для церемоний, связанных с культом Джедефра, или же предназначена для одного из элементов погребального ритуала и сооружена для захоронения царицы, супруги Джедефра, или его дочери.

 

 Около 2 тысяч экспонатов, которые предоставил ГМИИ имени А.С. Пушкина, наглядно подтвердят легенды о верованиях тех, кто отправлял своих правителей и родственников в путешествие по вечному царству мертвых. О "вечной жизни", обусловивших культ мертвых, говорят подлинные саркофаги, положенные в них мумии, статуэтки, посмертные маски, магические папирусы, разнообразный погребальный инвентарь. Вера в загробную жизнь играла ключевую роль в мировоззрении древних египтян, они тщательно готовились к вступлению в "царство вечности", которое воображали как подобие земного и помещали в гробницу предметы, которые понадобятся ее обладателю в дальнейшей жизни: печати, амулеты и жертвенники, вещи, пригодные в хозяйстве.

 

 Стены "вечного дома" расписывали фресками, украшали рельефами, передавая облик покойного и сообщая о событиях его минувшей жизни. Чем богаче "приданое", сопровождающее погребенного, тем счастливее будет умерший в новом своем состоянии. Непременным условием на пути к бессмертию считали сохранение тела нетленным - до сих пор удивляются совершенству, какого достигли древние в тайном искусстве бальзамирования.

 

 Один из залов ГМИИ преобразован в "модель" гробницы: вокруг саркофага с мумией жреца располагаются предметы, без которых, с точки зрения современников, нельзя благополучно продолжить путь. Ушедших в бессмертие сопровождало множество атрибутов, включая статуи с портретными чертами: их считали двойником умершего, носителем его жизненной силы. Позже статуи и маски, закрывавшие лицо мертвого, сменили фаюмские портреты, найденные в 1870-х годах в некрополе Фаюмского оазиса.

 

 Необыкновенный по значимости интерес к изучению Древнего Египта проявил в прошлом, 19, веке русский исследователь, знаменитый востоковед из Петербурга Владимир Голенищев (1856-1947). Во время путешествий в Египет он собрал колоссальную коллекцию - свыше 8 тысяч памятников древнеегипетской культуры, которые хранятся теперь в ГМИИ. Открытия Голенищева в области письменности древнего народа позволяют утверждать, что до него ни оди из египтологов в такой степени не обогатил науку новыми источниками, ценными не только в количественном, но и в качественном отношении. Без его самоотверженного труда изложение истории и культуры народа долины Нила было бы лишено многих, весьма существенных и ярких моментов.

 

 Наталья Микора

 "ПРАВДА.Ру"

РИА 'Новости'

 'МААТ'

 'Известия'

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *