Автор Правда.Ру

Хлебников. Классика ушедшего века.

В Государственном центре фотографии Министерства культуры России 4 апреля открывается выставка классика фотографии Александра Хлебникова "Судьба мастера или пионеры Советской фотографической рекламы".

Один из первых российских рекламных фотографов, активно работавший в 30-60-е годы прошлого века долгое время был забыт, и забыт незаслуженно. Сегодня когда одним из самых престижных жанров фотоискусства является именно прикладная фотография, пришло время вспомнить классика и одного из первооткрывателей российского рекламного фотоискусства.

Вещь в себе — так можно охарактеризовать творческий стиль фоторабот Хлебникова. Предмет как самостоятельный элемент в истории цивилизации человечества, предмет, несущий на себе печать лаконизма и рефлексивной мысли о нем одновременно, фотонатюрморт, обеспечивающий и прикладные задачи — соединение несоединимого.

Сегодняшний избалованный пожиратель рекламы не в состоянии представить себе в полной мере мастерство Хлебникова, потому что не может представить образчики советской рекламы. В то время, когда Хлебников снимает свои фотошедевры, даже позже, когда большинство шедевров известно, в шестидесятые годы идет массированная рекламная кампания маргарина — сливочного масла в стране не хватает, готовить на растительном масле — не вкусно, и не престижно (впрочем, еще бы вкусно — что такое рафинированное подсолнечное масло — стране еще неизвестно), и на последних страницах популярных газет и журналов появляется текст о пользе и питательности маргарина. Текст сопровождает картинка — мятый брусок маргарина в мятой бумаге с нечеткими буквами и убогим рисунком. Когда два десятилетия спустя в стране появилось французское сливочное масло, фольга от его упаковки показалась шедевром и дети отмывали от жира фольгу и собирали как фантики. Впрочем, она была красивей фантиков от советских конфет. Вот с этих позиций хорошо видна величина и пафос искусства фотографа Хлебникова.

Экзистенциалисты были в почете до той грани, где начинался разговор о безграничной свободе, но это оставалось как бы за скобками, а вот у Хлебникова — не осталось — экзистенциальной тоской пропитаны его фотоработы, экзистенциальной в полной мере — за гранью свободы и даже за гранью личности — фотограф-философ выходил на грань бытийности-бытия — того уровня, когда бытию уже не навязывается роль определять бесконечно сознание, и когда оно само по себе — бытие в фотографии.

"Работы А.В. Хлебникова в области репродукционной, прикладной и исследовательской фотографии составили ему заслуженную славу одного из лучших мастеров этой области в СССР. Огромная художественная культура, тонкое мастерство его техники, необычайное воспроизведение фактуры "объекта", передача цветовой гаммы, тончайшего и мельчайшего рисунка, выявление сложными приемами репродукции поблекших деталей старинных произведений искусства до полного блеска их реставрации в фотографии сделали А.В. Хлебникова большим мастером, сочетающим в репродукционном деле художника с пытливым научным исследователем. Своими зачастую им самим открытыми способами фиксации сложнейших художественных объектов он много содействовал утверждению фотографии как эффектного способа научного исследования в музейной фотографии, одновременно давая свои репродукции как законченные и художественно выполненные произведения. Его репродукции доставляют не только художественное наслаждение, но по характеру их выполнения и передачи знатоки музейного дела определяют наслоения эпох, даты и методы реставрации, воспроизведенные А.В. Хлебниковым", — так восхищенно писали о его творчестве коллеги-фотографы.

Именно по инициативе мастера после 1-го музейного съезда на Высших музейных курсах и для аспирантуры Музея Революции СССР был введен обязательный курс "Фотография в музейном деле". Этот курс Хлебников вел с 1931 года."

"Фотография для Хлебникова — это возможность говорить со зрителем о вечности и вечном. Судьба Мастера, его творчество, "фотографии, которые не горят", возвращаются полноценно в историю российского и мирового фотографического искусства." - Говорят искусствоведы, но вместе с тем, необходимо признать, что Хлебников и не уходил — то, что им создано, должно было впечататься зрительным рядом в генетическую память двух-трех поколений как нечто прекрасное на общем фоне тогдашней рекламы и на выставке мы вполне сможем вспомнить некоторые из работ фотомастера.

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

"Национальный праздник Святой Руси и русских – это день 8 сентября нового стиля. Это не двунадесятый и даже не великий праздник, - отмечал писатель (ныне священник) Николай Блохин. - В церковном календаре черным выделенным шрифтом обозначается так: "Сретенье Владимирской иконы Пресвятой Богородицы". Сретение - значит "встреча". Что это за праздник?

Главная русская икона-победительница
Комментарии
Памфиловцы остановили приморские "карусели"
Памфиловцы остановили приморские "карусели"
Как Израиль будет наказан за сбитый российский Ил-20
Киевский мечтатель требует от Москвы репарацию
Киевский мечтатель требует от Москвы репарацию
Киевский мечтатель требует от Москвы репарацию
Молчание Асада: почему он не нашел времени для звонка Путину
Киевский мечтатель требует от Москвы репарацию
Молчание Асада: почему он не нашел времени для звонка Путину
Молчание Асада: почему он не нашел времени для звонка Путину
Матвиенко анонсировала выход России из Совета Европы
Китай потребовал у США немедленно "исправить свое поведение"
Молчание Асада: почему он не нашел времени для звонка Путину
Коммунисты требуют отмены новогодних праздников - страна сопьется
Правда и вымысел о ежах
НАТО готовится к удару по России через Сувалкский коридор
Почему США больше не инновационная страна
Депутаты хотят наказывать преступников просмотром российского кино
Киевский мечтатель требует от Москвы репарацию
Израильские ВВС разбомбили доверие России
Правда о пенсиях: зачем Путину реформа?