Как воспитать настоящего царевича

Новый год, как сегодня, праздновали в России далеко не всегда. О том, кто из российских императоров первым стал подкладывать под елку подарки для своих детей, а также о том, какие аспекты воспитания юных наследников престола актуальны по сей день, в интервью "Правде.Ру" рассказывает ведущий научный сотрудник Государственного исторического музея, автор книги "Детство в царском доме. Как воспитывали наследников российского престола" доктор исторических наук Вера Бокова.

— На что ставился основной акцент в воспитании маленьких царевичей?

— Царевича воспитывали так, чтобы он осознавал свою ответственность перед государством, чтобы был готов к всевозможным преобразованиям — широко мыслил. Среди таких педагогических удач был, безусловно, Александр I, так же как и Александр II. Теоретически можно отнести сюда и Николая II, который был человеком очень образованным, ответственным, в высшей степени сознательным. Вообще, весь XIX век в сознание наследника престола прежде всего закладывалась мысль о его ответственности: он человек, который должен отвечать за все.

Очень часто в жертву этому высочайшему чувству ответственности приносилось все: и личные интересы, и привязанности. Ведь многие из будущих монархов в юности были влюблены вовсе не в тех, кто затем был предназначен им в жены. Но они "наступали на горло" своему чувству именно потому, что их обязанностью как главы государства был брак с "нужной" женщиной.

В особенности начиная с эпохи Николая I. У Николая было много детей, и он очень серьезно смотрел на эту сторону жизни. Стремился прививать детям чувство ответственности, пресекал снобизм и в первую боролся с ленью. Трудолюбие считалось основным достоинством царского ребенка. Николай I всегда лично вмешивался в воспитание детей, если те проявляли плохие, с его точки зрения, качества. Особенно он настаивал на скромности поведения. Он внушал детям, что только большим трудолюбием и преданностью делу можно искупить "грех" своего рождения в царской семье, так как само по себе высокое происхождение, по его мнению, не достоинство, а, скорее, недостаток.

Читайте также: Государство подскажет, как воспитывать детей

Ведь такой человек играет особую роль. Поэтому ребенок должен понимать свою исключительность и вместе с тем быть скромным. В счастливых монарших семействах, где царила гармония, дети вырастали вполне достойными. А в неблагополучных браках случались педагогические промахи и даже провалы. В истории двух правящих семей — и Рюриковичей, и Романовых — таких случаев было несколько.

Фото: AP

Например, история воспитания Петра III. С нашей точки зрения, оно было совершенно несуразным и привело к известным печальным последствиям. В нем сформировался тип неуверенного в себе правителя и глубоко несчастного человека.

— Насколько в сегодняшней педагогике можно использовать приемы воспитания наследников российского престола?

— Сегодня чувство ответственности в детях воспитывается в последнюю очередь. Вообще, в методах воспитания царских детей есть много актуального и для современной педагогики. В частности, моральные ориентиры, которыми прекрасно можно руководствоваться и сегодня. Ведь особенно к концу XIX века планка воспитания наследника престола была очень высока. Тогда существовали определенные программы воспитания. Ни один педагог не приступал к занятиям, не составив предварительно программы, в которую, кстати, родители вносили свои коррективы.

Учитывая, что сегодня много богатых и влиятельных родителей, можно смело сказать: многое из того, что воспитывалось в царских детях, актуально по сей день. В остром дефиците сегодня и уважение к наставникам (без которого воспитать порядочного человека никогда не удавалось), и осознание своей высокой миссии, и, главное, отсутствие снобизма, которое в царских детях культивировался с первых дней. Царский ребенок был очень просто одет, его не баловали и не "перегружали" излишним вниманием. Ему воздавали почести исключительно как члену царской семьи, не более. Как личность наследник ограждался от них, чтобы у него не развивалось тщеславие. Такая методика воспитания у многих высокопоставленных современных родителей сегодня напрочь отсутствует.

— А получаемое образование могло пригодиться в жизни вне царского дворца?

— Жизнь наследника всегда была отделена от жизни подданных, фактически он с ними никогда не соприкасался. У нас не было традиции, как в европейских странах, учить королевских и княжеских детей в образовательных учреждениях с другими знатными детьми. Было намерение учить Павла I вместе с учениками Царскосельского лицея, но практика показала, что в России это невозможно.

В Европе была традиция светского воспитания, а у нас — церковного. Безусловно, впоследствии на традиционно-русское воспитание благочестия наложилось европейское светское воспитание, но все равно русское воспитание сохранило свои национальные особенности. Ведь власть русского государя всегда была полнее и шире, чем власть любого европейского монарха.

Послереволюционные годы заставили представителей царской фамилии, причем разного возраста, столкнуться с простыми людьми. И выяснилось, что полученное ими образование позволило им найти себе место в новой жизни. Материал, заложенный в них с детства воспитанием и образованием, дал многим великим князьям шанс сохранить себя в жизни.

Фото: AP

— А как в царской семье отмечали Новый год?

— Именно благодаря царской семье у нас и появился Новый год в том виде, как мы его сегодня празднуем. В России изначально не было никаких особенных традиций, связанных с Новым годом. Единственное, все поздравляли друг друга с Новогодием, да и то происходило это в разное время — сначала 1 марта, потом 1 сентября. И все это сочеталось с церковными обрядами. А в семье, как сегодня, никак не отмечалось.

Начиная с Петра I мы познакомились с европейской традицией празднования Нового года. Петр пытался ее ввести, но тогда она не привилась. Следующая попытка относится к 1818 году. Недавно женившийся великий князь Николай Павлович, будущий император Николай I, как всякий молодой супруг, хотел сделать приятное юной жене, которая скучала по дому. Она была родом из Пруссии, и он устроил ей домашний национальный праздник — елку на Новый год.

А потом, когда появились дети, они уже стали праздновать этот праздник каждый год и ввели моду на него. Он так понравился подданным, особенно приближенным государя в Петербурге, что постепенно превратился во всероссийский, всеми любимый праздник — Новый год!

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Трамп рассказал Порошенко об ураганах, а Порошенко — как Украине хорошо живется под началом мудрого друга Дональда. Постыдились бы разыгрывать такую плохую сценку. Впрочем, стыдно — это не про них

Театр двух актеров: чем "блеснули" Трамп и Порошенко
Комментарии
Макрон раскрыл свое видение новой Европы: единая вместо "неэффективной"
Тесный круг госзакупок тюменского главврача Альберта Суфианова
Тесный круг госзакупок тюменского главврача Альберта Суфианова
Тесный круг госзакупок тюменского главврача Альберта Суфианова
Тесный круг госзакупок тюменского главврача Альберта Суфианова
Тесный круг госзакупок тюменского главврача Альберта Суфианова
Естественная смерть: кто рухнет вслед за "ВИМ-Авиа"
"Жги, Натаха, раскачивай трон"
В Киеве начали бить за "Слава Украине!"
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Роскомнадзор угрожает заблокировать "неуникальный" Facebook
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Литва добросовестно изображает жертву
Следствие о гибели генерала Асапова подтвердило утечку данных к ИГ*
Следствие о гибели генерала Асапова подтвердило утечку данных к ИГ*
Тесный круг госзакупок тюменского главврача Альберта Суфианова
Украинский пропагандист заявил о разочаровании в майдане
Погребинский: Порошенко пошел на поводу у националистов, подписав закон об образовании
Уже на прилавках: новый секс-робот болтает и шутит
Омские пенсионеры пытались продать осмий-187 в Ирак?
Кто кого: неправильное питание "съедает" человека