Самсона отправили в отпуск

Памятники кажутся вечными. Но в реальности для того, чтобы поддерживать из в надлежащем состоянии, требуется немало сил и средств. Без ремонта любая скульптура рано или поздно превратиться в живописные развалины. В Санкт-Петербурге начались работы по демонтажу скульптурной группы "Самсон, раздирающий пасть льву" — символа Петергофа.

Скульптура была возведена в 1735 году, в честь 25-летия победы под Полтавой. Памятник представляет собой аллегорию — тогда аллегории были в моде. Лев — символ Швеции, а Самсон в данном случае — сам Петр I, а также вообще русский воин-победитель. Кроме того, по случайному совпадению день Полтавской битвы в святках значится как день святого Сампсония Странноприимца, что послужило дополнительным поводом для использования этого библейского образа.

Правда, Самсон, которого сегодня отправляют на реставрацию — уже совсем не та статуя, что когда-то была установлена во время празднеств 1935 года. Первый Самсон, работы знаменитого архитектора Растрелли, был отлит из свинца и позолочен. Творение Растрелли простояло в Петергофе вплоть до начала XIX века, а потом его заменили на бронзовую статую, в точности скопированную с оригинала русским скульптором Михаилом Козловским. А архитектор Андрей Воронихин возвел постамент для нового Самсона.

Самсон и лев уверенно стояли на постаменте до самой Великой Отечественной войны. Когда же в годы оккупации скульптуры и сокровища Петергофа были эвакуированы, скульптуру пришлось оставить: увезти бронзового богатыря и его окружение общим весом в пять тонн было просто нереально.

Так Самсон, некогда победивший шведского льва, остался встречать новых врагов — фашистскую армию. Немцы, разумеется, не могли пройти мимо такого известного и монументального сооружения, и оно безвозвратно исчезло. Остался один пустующий постамент.

Что фашисты сделали с Самсоном — неизвестно до сих пор. Скульптура Растрелли по-прежнему числится в списке утраченных в войну культурных ценностей. По одной версии, практичные гитлеровцы переплавили ее на нужды армии, по другой — отступая, от бессильной злости сняли с постамента и где-то закопали. Точных данных о судьбе памятника нет.

Когда Петергоф освободили, советские скульпторы Симонов и Михайлов вернули Самсона в Петергоф, стараясь максимально воссоздать оригинал. Было это в 1947 году, и с тех самых пор герой ни разу не покидал свой, более старый, чем сам памятник, постамент.

Демонтаж и реставрационные работы следовало бы провести уже давно. Но, как всегда, мешало отсутствие средств. В итоге знаменитая скульптурная композиция пришла в совершенно плачевное состояние: если Самсон еще мог потерпеть, то постамент статуи не ремонтировался с 1928 года.

Ремонтируется скульптура зимой, ведь именно в это время года фонтаны останавливают и проводят ремонт. Дирекция Петергофа обещает вернуть помолодевшего и заново позолоченного Самсона на место в апреле 2011 года. Так что присыпанную снежком скульптурную композицию на фоне зимнего пейзажа Петергофа в этом году туристы не увидят.

При этом сообщается, что средств на реставрацию, как всегда, маловато (по предварительным расчетам реставрационные работы обойдутся в более чем 14,6 миллиона рублей), и были привлечены деньги из внебюджетных источников. Остается надеется, что средств на ремонт одной из самых известных достопримечательностей Петербурга хватит, в конце концов, Петергоф — не бедный провинциальный музей, а один из самых крупных и известных музейных комплексов России.

Самсон — самое частое изображение на сувенирных открытках, календарях и другой продукции, наравне с поднятыми мостами и Медным Всадником, фактически, визитная карточка Петергофа. Потому и хочется надеяться, что не повторится история с ремонтом скульптуры Мухиной "Рабочий и Колхозница", которая, будучи демонтированной, вернулась на свое место очень и очень не скоро.

Но и оставлять в таком положении Самсона уже было нельзя, не зря все-таки дирекция Петергофа решилась на этот шаг. Неправильно, что визитная карточка Петергофа стоит с облезлой позолотой на разрушающемся фундаменте. Да и вообще неправильно, что профилактический ремонт многих российских памятников проводится лишь тогда, когда приходится буквально спасать монумент. Это как минимум значительно увеличивает время реставрации и материальные затраты на нее.

Автор Анастасия Рогова
Анастасия Рогова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить