Дерево смерти приносит счастье

Смерть у людей всегда ассоциировалась с несчастьем и бедой. Европейцы боятся одного упоминания о ней. Но есть в мире народы, у которых отношение к смерти куда более позитивное. Мексиканский праздник День Мертвых — событие светлое и доброе, и даже "дерево смерти", символ загробного мира, оказывается в это время в центре веселых праздничных гуляний.

День Мертвых — праздник, история которого уходит еще в доколумбовы времена. Один день в год мексиканские индейцы посвящали своим умершим предкам. Все родственники и просто близкие люди, ушедшие в "страну без возврата", чествовались пиром и праздничными обрядами. Собственно, такое поминовение усопших характерно для любой языческой культуры, с ее восприятием смерти как перехода человека в иной мир, где он продолжает каким-то образом существовать, и может даже помогать (или вредить, в зависимости от настроения) своим живым потомкам.

Для того, чтобы покойные родственники не прогневались и не ощутили себя забытыми, мексиканцы и отмечали День Мертвых. Мало ли, о чем понадобится обратиться с просьбой к духам умерших — засуха нагрянет или пошатнется материальное благополучие. А у задобренного родственника всегда легче допроситься благ, чем у злого и обиженного.

Кроме того, существовал еще один повод: рано или поздно любому живому предстояло отправиться по протоптанной миллионами предков дорожке в иной мир и оказаться в положении забытого и заброшенного. Поэтому, поддерживая традицию празднования Дня Мертвых, каждый индеец был уверен, что и его в свое время помянут должным образом, что, по идее, должно было существенно скрасить его загробное бытие.

У ацтеков, предков современных коренных мексиканцев, праздник усопших выглядел еще более необычно: он являлся одновременно праздником тех, кто ушел — мертвых, и тех, кто недавно явился в этот мир — детей. Главным символом празднования был Господин Мертвый — Миктлантекутли.

Читайте также: Ходячие мертвецы оккупировали улицы

До завоевания Америки ацтеки праздновали свой День Мертвых на границе июля и августа. Но после того, как христианство, принесенное белыми завоевателями, стало официальной религией, время поминовения покойных сместилось на дату католического празднования Дня Всех Святых — конец октября или начало ноября.

Христианские священники надеялись, что индейцы вскоре избавятся от своих языческих традиций. Однако языческий праздник сросся с христианским, сохранив свои первоначальные черты. Явление довольно распространенное: стоит только вспомнить наш русский обычай в Пасху ходить на кладбище со всякой снедью.

Фото: AP

И вот на Сокало, главной площади мексиканской столицы, выросло "Дерево смерти" — огромная инсталляция высотой более 20 метров из древесины, папье-маше и других материалов. Дерево представляет собой статуи двух женщин — Разрушительницы наслаждений и Разлучительницы собраний, которые стоят спина к спине. Одна выкрашена в голубой цвет, другая — в коричневый. Их юбки напоминают древесную кору, а руки — иссохшие ветви. На статуях висят разноцветные украшения. Надо признать, что эти фигуры совсем не похожи на христианские символы; зато власти города рассчитывают, что именно они привлекут в город несколько миллионов туристов.

Простые мексиканцы не видят в этих статуях ничего плохого. Тематика смерти в День Мертвых сквозит везде — в праздничных сладостях в форме черепов и куличей в виде мертвецов, в поминальных алтарях, которые устраивают в каждом доме. На алтарь кладут то, что должно понравиться усопшим: еда, цветы, ароматические свечи, а также любые предметы, связанные с приятными моментами жизни почившего, будь то фотографии, дипломы, одежда или украшения.

Мексиканцы не разделяют мнения многих европейцев о том, что духи мертвых — это плохо. Наоборот, они всеми силами стремятся завлечь покойного родственника в дом, к общему праздничному столу, чтобы дух его хотя бы на один день вспомнил человеческое тепло и любовь близких. Неизвестно, как с этим обстоят дела у покойных, но очевидно одно: живым всегда не хватает человека, которого они любили. И если хоть раз в год удается создать иллюзию его присутствия за общим столом, то теплее от этого в первую очередь становится именно им.

И даже череп, этот символ скорби и ужасов могилы, в День Мертвых оказывается символом удачи. Маленький пластиковый череп запекают в праздничный хлеб — и человека, которому он попадется во время трапезы, по поверьям ожидает счастье.

Все самое интересное читайте в рубрике "Культура"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Комментарии
Дмитрий ЛИНТЕР — о том, зачем Эстония привечает радикальных украинских нацистов
Энергетическая экспансия США: уголь для Украины, СПГ для Литвы
Курт Волкер пообещал восстановить территориальную целостность Украины
Вернувшимся на родину литовцам обещают "теплый прием и заботу"
Потерю Крыма Украина оценила почти в три триллиона рублей
Порошенко снова обещает предложить перемирие в Донабассе
Дмитрий ЛИНТЕР — о том, зачем Эстония привечает радикальных украинских нацистов
Александр РАЗУВАЕВ: сдерживание роста зарплат — лоббирование интересов крупного капитала
Кравчук — о причинах конфликта России и Украины: "объятия, которые душат"
Тела погибших моряков эсминца "Джон Маккейн" найдены в отсеках корабля
Война памятников: они и мы
Почему Китай не спешит подписать торговое соглашение с ЕАЭС?
Кравчук — о причинах конфликта России и Украины: "объятия, которые душат"
Кравчук — о причинах конфликта России и Украины: "объятия, которые душат"
Олег АНДРЕЕВ — о псевдоценностях Запада и истинных сокровищах России
Мировой терроризм не обойдет Россию
Названы семь самых неоправданно дорогих продуктов питания
В Москве вместо детского паззла в посылке нашли 30 килограммов наркотиков
Макрон: принимать мигрантов — дело чести
Путин поставил вопрос о конкурентоспособности российских портов
Дмитрий ЛИНТЕР — о том, зачем Эстония привечает радикальных украинских нацистов