Бережет ли пьяных Бог?

Пьяных бог бережет»? Почему Всевышний должен заботиться об алкашах? На что, извините, они ему сдались? Да и заботится ли он на самом деле? История культуры и реальная действительность свидетельствуют. Канцлер Бисмарк, который говорил, что "Бог всемогущий заботится о младенцах, пьяницах и американцах" - был на 100 % прав!

Жители села Выкоты Львовской области до сих пор вспоминают происшествие с их земляком, горьким пьянчужкой. Несколько лет назад мужик возвращался с попойки, но споткнулся, переходя железнодорожное полотно, упал на шпалы и мгновенно уснул. Ни скрежет тормозов, ни пронзительные гудки локомотива его не разбудили. Рабочие дорожной бригады заметили тело и бросились на помощь, но поезд их опередил.

Когда состав проехал, дорожники увидели спящего мужика целым и невредимым. Врачи, обследовав выпивоху, не обнаружили ни единой царапины.

То, что по пьяной лавочке совершается множество преступлений, не новость. Выпили, подрались, схватились за нож… Пьяный за рулем – однозначно преступник. Крепко выпивающий человек вообще потенциально опасен: мало ли что втемяшится в его нетрезвую башку? Но вот что интересно: сравнительно недавно, пятьдесят лет назад, советский суд нетрезвое состояние рассматривал как смягчающее вину обстоятельство.

Мужа за изувеченную по пьяни супружницу могли осудить условно или даже оправдать: человек же себя не помнил! И пока не приняли новый уголовный кодекс, в котором опьянение, наоборот, усиливало ответственность, бог выручал пьянчуг в великом множестве. Но пресловутая пословица возникла, конечно, гораздо раньше. Аналогичная есть и у французов: Il est un dieu pour les ivrognes . Выходит, не мы одни подметили, что пьяным словно кто-то покровительствует. Но бог ли?

Бог строит церковь, а бес - кабак; кабак полюбил – бога забыл. Народная мудрость, с которой трудно не согласиться. То, что бог лелеет тех, кто его забывает, отцы православной церкви считают глупостью. Святой Феодосий Печерский писал: «Бесы радуются о нашем пьянстве и, радуясь, приносят к диаволу пьянственную жертву от пьяниц. Сатана говорит им тогда: «Трезвых людей Бог хранит, а пьяных ненавидит и гнушается ими, один только я радуюсь за них, потому что пьяницы мои, а трезвые — Божьи».

Между прочим, христианская церковь вовсе не против алкоголя. «Церковное вино» кагор уже две тысячи лет используется в храмах для причастия святых даров. А вне храма дозволяется и кое-что покрепче. Один православный священник, отвечая в телепередаче на вопрос о том, как подобает разговляться благочестивому мирянину, лукаво улыбнувшись, добавил, что «не грех по русскому обычаю употребить стаканчик водочки». Видать, дело привычное, раз речь шла не о рюмке и даже не о стопке. Смейся, смейся, сатана!

- В Библии говорится ясно: пить надо в меру. И не говорится, что пить не надо совсем, - разъяснил настоятель подмосковного православного храма во имя Вознесения Господня отец Михаил. - Когда в Кане Галилейской на свадьбе, где присутствовал Иисус, вина всем не хватило, он велел наполнить водой два ведра и превратил ее в вино. И на Тайной вечере в чаше Спасителя было именно вино. Благословив хлеб, Иисус преломил его по числу учеников и сказал: "Приимите, ядите, сие есть Тело мое. Потом, взяв чашу, подал им, говоря: "Пейте из нее все. Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов". Раз сам Господь избрал этот прекрасный напиток, чтобы претворить его в свою кровь, мы не должны отказывать ему в праве выбора. Все апостолы пили вино, а Павел указывал коринфянам, что нужно соблюдать приличие и пить вино в домах своих.

- Скажу больше, - продолжил отец Михаил. - Христос неоднократно говорил о вине в притчах и притом без всякого отрицательного оттенка. Процитирую стих из Евангелия: "Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам". Так что с некоторой натяжкой можно сказать, что пословица «Пьяных бог бережет» имеет под собой реальную основу. А вообще, Христос любит всех и может из пьяницы сделать трезвенника, если тот обратится к нему.

- Библия пропагандирует вино, а Бог хранит пьяниц? Глупости! – рассмеялся в ответ на наше предположение евангельский христианин-баптист и исследователь Священного писания Владимир Чижевский. – Наоборот: Библия предостерегает от вина. Оно, действительно, упоминается многократно во всевозможных ситуациях как в Ветхом, так и в Новом Завете, что говорит о большом его месте в жизни наших предков. Даже описывается

Бережет ли пьяных Бог?
Бережет ли пьяных Бог?
виноделие. Но пагубность винопития проходит сквозь Библию красной нитью. В книге Левит мы читаем: "И сказал Господь Аарону, говоря: вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои. Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого...".

То есть водиться с вином есть дело богопротивное, греховное.

Далее видим в Притчах царя Соломона: "Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии как змей оно укусит, и ужалит как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жён, и сердце твоё заговорит развратное".

Так что Библия однозначно стоит на стороне тех, кто ратует за трезвый образ жизни. Отсюда делаем вывод: пьяниц Христу любить не за что. И Аллах не покровительствует пьяным, для мусульманина употребление алкоголя – страшный грех. Правоверные иудеи к вину вообще относятся с большой осторожностью, так что все логично. Сейчас, когда вместо трезвости пропагандируется пьянство, на Библию вся надежда: должна вразумить.

Так-то оно так. Но уж больно велик соблазн. Один из православных священников (имя по его просьбе называть не будем) признался нам, что во времена обучения в духовном учебном заведении он и его друзья семинаристы тайком предавались возлияниям, уповая на все ту же то ли пословицу, то ли примету: бог пьяного не выдаст.

- У нас даже специальная «молитва пьяницы» была, - рассказывает батюшка. - Ее семинаристы сочинили в стародавние времена и передают из поколения в поколение. Как сейчас помню: "Не прими, Господи, за пьянство - прими за лекарство. Не пьем, Господи, а лечимся. И не по чайной ложке, а по чайному стакану. И не через день, а каждый день. И не пьянства ради, а чтобы не отвыкнуть. Так изыди, нечистая сила, останься чистый спирт, да не пойди во вред рабу божьему! Аминь". И что вы думаете? Ни разу не попались, хотя порядки были куда как строгие. Хранил Господь, точно хранил!

Потом, конечно, мы остепенились, хотя кое у кого привычка осталась. Не пища зло, а чревоугодие. И не вино зло, а упивание вином. Ну да кто из нас без греха…

Не так давно на одной из главных магистралей города Иваново прохожие с изумлением наблюдали живописную сцену: настоятель Свято-Введенского женского монастыря архимандрит Амвросий окропил святой водой проезжую часть. Оказалось, здесь происходит большое число аварий со смертельным исходом, что, по словам архимандрита, вызвано "скоплением демонов, которые никогда не покидают этот район".

- Насколько будет эффективным молебен? – поинтересовались инспекторы ГИБДД. Отец Амвросий ответил: аварии прекратятся, если пьяные водители не будут садиться за руль, а пьяные пешеходы перестанут сами бросаться под машины.

Так что главная надежда все-таки не на бога, а на нас самих.

Читайте еще заметки в разделе "Культура".

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить