"Цензура оберегает нравы..."

"Цензура оберегает нравы, препятствуя порче мнений, сохраняет их правильность". Такую мысль высказал в знаменитом труде "Об общественном договоре" один из отцов-основателей современной западной демократии,великий французский философ и просветитель Жан Жак Руссо.

Более того, там же Руссо высказал поразительно актуальное наблюдение, что задача цензуры - "мудро прилагать мнения к обстоятельствам, иногда даже уточнять их, когда они еще неопределены". По мнению классика просвещения и демократии, "цензура может быть полезна для сохранения нравов, но никогда - для их восстановления. Учреждайте цензоров, пока законы в силе. Как только они потеряли силу - все безнадежно. Ничто, основанное на законе, больше не имеет силы, когда ее не имеют больше сами законы".

Тем самым, Руссо высказал здравую мысль, что цензура необходима для сохранения стабильности цивилизованного государства, дабы соблюдение свободы слова не привело к анархии и деструктивному возбуждению животных инстинктов человека и масс в целом. Вся история развития западной печати представляет собой выработку границ свободы слова и определения функций цензуры.

Сама цензура возникла еще в античные времена. Так, в пятом веке до нашей эры по решению афинского ареопага были сожжены сочинения философа Протогора. В императорском Риме тоже постоянно что-нибудь запрещали - то "Любовные элегии" Овидия", то гадательные книги.

Но цензура, как важный институт общества, возникла в Европе в ХY веке с началом книгопечатания. Она носила характер цензуры предварительной, то есть любая книга или несколько позже газета могли появиться в печать только после разрешения соответствующего лица. Одно из первых таких разрешений было выдано в 1480 году в Венеции книге, которая оказалась "ортодоксальна и богобоязненна".

Шесть лет спустя в немецком Майнце появляется регламент, который запрещал издание любой литературы на народном языке без цензурного разрешения университетской профессуры. В 1515 году на основе решения Латеранского собора Ватикан потребовал сделать предварительную цензуру повсеместной везде.

На этот призыв быстро откликнулись, причем не только в католических странах. Так, во Франции с 1539 года разрешение на выход книг давал лично король, а те, кто выпускал книги самостийно, объявлялись еретиками со всеми вытекающими последствиями вплоть до смертной казни. Целые разделы литературы могли быть объявлены вне закона - так, в 1560 году были полностью запрещены для издания и продажи все книги по астрологии. Согласно же закону 1616 года число типографий было строго регламентировано, за ними был установлен жесткий госконтроль, печатать книги за границей было запрещено.

В Англии право предварительной цензуры получили епископы, Тайный совет и Звездная палата, которая запретила печатать сочинения "против церкви, государства, правительства и добрых нравов". Тех, кто осмеливался нарушить закон, ждал жуткий ужас. Еще в 1667 году, то есть после буржуазной революции, в Англии применялся особый вид казни для сочинителей несанкционированных политических памфлетов - их сначала подвешивали за руки, потом вспарывали живот, затем изжаривали внутренности и лишь после этого четвертовали.

Но именно в Англии произошло самое радикальное событие в истории европейской печати - в 1695 году Акт об обязательном лицезировании не был возобновлен, что привело к юридической отмене предварительной цензуры. А это в свою очередь моментально сделало английское издательское дело, в том числе и периодику, самыми свободомыслящими в Европе. Фривольные романы и пьесы, блестящая памфлетная борьба между политическими противниками - все это восхищало жителей других стран.

Хотя и в Англии были с течением времени приняты разумные ограничения цензурного характера. Например, закон 1819 года, формально действующий и поныне, запретил распространение "бунтовщических пасквилей", в которых содержались призывы к неразрешенным собраниям и митингам и уличным беспоярдков.

Те же ограничения содержались в шведском законе 1766 года и датском королевском указе 1799 года о границах свободы прессы. Европейскими издателями и журналистами они чтятся как первые юридические акты, в которых была четко постулирована идея свободы печати, а также прописаны правовые границы существования газет и журналов - права и обязанности авторов и издателей, порядок опровержения статей в судах частными лицами и так далее. Но при этом уголовное наказание за ложные высказывания о властях и правительственной политике, а также посягательство на общепринятые нормы морали сохранялось.

На протяжении ХYIII-XIX веков в США и Европе постепенно складывается законодательное обеспечение свободы печати от предварительной цензуры. Большое влияние оказали поправки к Конституции США (1791 и 1801 годы), гарантировавшие гражданам свободу убеждений и слова. Однако, декларации о свободе слова не всегда совпадали с реальностью, например во Франции, где в 1793 году было запрещено публиковать сочинения, прославляющие монархию, а в 1796 - критикующие "революционную" конституцию. Даже в середине ХIХ века во Франции требовалась предварительная цензура для всех изданий небольшого объема - газет, журналов, брошюр, что не касалось больших романов и научных трудов.

К началу ХХ века практически во всех странах Запада была на конституционном уровне закреплена полная свобода печати от предварительной цензуры. Но вместо этого законодатели создали систему "цензуры ответственности", предусматривающую систему наказаний издателей и авторов за публикации, призывающие к насильственному свержению конституционного строя, свержению законно избранных властей, лживую информацию об их деятельности, призывы к уличным беспорядкам, умышленную компрометацию видных общественных и культурных деятелей.

Последний пункт - о степени вмешательства в частную жизнь знаменитостей - остается самым спорным в западной практике "цензуры ответственности". Так, только что британский суд разрешил публикацию в газетах скандальных мемуаров бывшего любовника ушедшего в отставку главы "Бритиш Петролеум" Джона Брауна. А вот в 1998 году чикагский суд за полтора дня удовлетворил иск Брэда Питта к американскому изданию женского эротического журнала "Плейгерл", где без санкции актера были опубликованы его скабрезные фото. По решению суда нераспроданная часть тиража была арестована и уничтожена.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *