Интервью с директором студии "Мосфильм" Кареном Шахназаровым

Карен Шахназаров: помочь значит не мешать

30 января 1924 года состоялась премьера полнометражной художественной ленты "На крыльях ввысь" режиссера и директора студии "Мосфильм" Бориса Михина. Эта дата считается днем основания киностудии "Мосфильм". О работе и планах легендарного киноконцерна корреспонденту "Правды.Ру" рассказал его не менее знаменитый директор, режиссер Карен Шахназаров.

— Карен Георгиевич, как сегодня обстоят дела на "Мосфильме", что изменилось с тех пор, как вы стали его директором?

— Если в двух словах, сегодня "Мосфильм" чувствует себя достаточно уверенно, нам полностью удалось модернизировать студию, и технически она не отстает ни от одной ведущей студии мира. Сделали мы это абсолютно без участия государства. Когда я слышу, как эмоциональные налогоплательщики говорят, что "Мосфильм" существует на их деньги, хочется сразу назвать сухие цифры. За последние годы студия выплатила налогов более чем на 300 миллиардов рублей.

Читайте также: Михаил Барышников: "Танцевать лучше себя"

— Какие рекомендации вы можете дать киноорганизациям, которые вынуждены сами заботиться о себе?

— Идеология очень простая: то, что зарабатываешь, то и можешь потратить. Когда я стал директором концерна, на счетах "Мосфильма" был ноль копеек. Разрушенные павильоны, камеры 1980-х годов, в коридорах студии пустота. Но, к счастью, был огромный ресурс — фильмотека. И мы, никогда не продавая фильмы (только права на эти фильмы), собрали средства, которые стали вкладывать в новое оборудование. Мне тогда многие говорили: "Ты с ума сошел! Кино в России умерло!". Когда я отправил в Германию специалистов по свету для закупки новой техники, с нашими специалистами даже говорить никто не хотел. Немцы не верили, что российское кино способно сделать такую серьезную закупку.

Но мы доказали, что кино в России не только выжило, но стало снимать очень приличные картины. Призы на международных фестивалях — тому доказательство. Постепенно закупили необходимую технику, сейчас, в январе, закончили оборудование современной цифровой студии, самой передовой в России. Открыли бесплатные курсы для видеоинженеров. Мы приглашаем на курсы людей с высшим образование и "натаскиваем" их на эту профессию. Так что мой совет студиям — посмотреть, сколько они зарабатывают. На эти деньги закупать оборудование и готовить грамотных специалистов. Это всегда окупится.

— Ощущаете ли вы дефицит творчества, финансов, кадров?

— Дефицит творчества — это серьезный вопрос: на мой взгляд, творческих идей в мире мало, это ощущается всегда. Есть серьезная проблема — профессии, которым никто не учит, например, видеоинженер. С переходом кино на "цифру" профессия стала актуальна. Мы своими курсами на студии заполняем этот пробел в стране, хотя, по сути, не должны этого делать. На мой взгляд, 70 процентов наших операторов не владеют своим мастерством в полной мере.

На "Мосфильме" нет недостатка в квалифицированных кадрах, но это не значит, что его нет в нашей индустрии. Вообще я считаю, что платное образование губительно не только для кино, но и для других отраслей, так как отсеивается поток умных людей, а главное — тех, которые хотят качественно работать. Мы сознательно не делаем курсы для 15-20 человек — это невозможно, у нас на курсе максимум восемь человек. Когда говорят, что на режиссерском курсе во ВГИКе в этом году будет набран курс из 30 человек — это тоже невозможно. Зачем такое количество режиссеров в стране, в которой практически нет кино? Это потенциальные безработные, и руководство ВГИК это прекрасно понимает.

Во ВГИК сегодня очень трудно поступить. Например, такой человек, как Василий Макарович Шукшин, сегодня туда бы не попал. Но самая главная проблема, с которой приходится сталкиваться — вопрос организации. Мне кажется, что в России это уже никогда не решится. Нет системы принятия к постановке кинопроектов, нет системы проката — поэтому и неразбериха.

— Как можно улучшить прокат наших фильмов в стране?

— Главнейшая проблема нашего кино — то, что фильмы продвигаются поодиночке. Нужна специальная компания по продвижению отечественных фильмов. Во многом благодаря кинофестивалям отечественный зритель видит наше кино, но этого недостаточно. Сегодня только государство может оказать нам поддержку, но пока ее нет.

Читайте также: Юрий Башмет — спаситель альта

— Не кажется ли вам ситуация с государственной поддержкой в области финансирования неправильной? Давать деньги только большим киностудиям и не помогать многим неплохим режиссерам, работающим на малых? У богатых студий и так все хорошо…

— Изначально идея выделять средства не под проект, а кинокомпаниям, была крайне экзотическая, и ничем хорошим она не могла закончиться. Кто в нашей стране лидеры — непонятно. Нужно давать поддержку не студиям, а проектам. Сила советской киносистемы была в том, что авторы и создатели над проектом работали вместе, и если принимали заявку, сценарист должен был сделать три варианта сценария, даже если уже второй был гениальным. Сейчас, если говоришь, что в сценарии нужна поправка, это воспринимается в штыки. Это еще одно наше различие с Голливудом, так как со сценариями там проводится тщательная работа.

Никакой объективности в кино, как и в жизни, не бывает. Но когда над проектом тщательно работает много первоклассных специалистов, то ему нужно обязательно дать господдержку. Вне зависимости от того кто будет снимать, большая студия или маленькая.

— В России идет обсуждение 100 фильмов, предназначенных для просмотра в школах, там есть и ваши фильмы. Каково ваше отношение к этому списку?

— Этот список вызвал бурное обсуждение и показал, насколько наше общество расколото. У нас давно идет гражданская война в области идеологии. Речь идет о том, что какие-то картины включили, а какие-то не включили. Идея хорошая, но я не понимаю, как она будет осуществляться практически. Как найти во все школы специалистов и что это будут за специалисты? На сайте "Мосфильма" есть 500 фильмов, которые можно посмотреть совершенно бесплатно, и мне кажется, что цифра 100 недостаточна, потому что в России было снято огромное количество хороших фильмов. А для кого-то и список из 100 фильмов совершенно неприемлем. Тут компромиссов не будет.

— В этом году самой крупной студии в стране, "Мосфильму", исполнится 90 лет. Как будете отмечать, воспользуетесь ли этим юбилеем для привлечения инвестирования? Ведь студии по-прежнему нужно помогать.

— Единственно, чем можно нам помочь — это не мешать. Нам не надо государственных денег, не нужны олигархи с их инвестированием. И я противник всяких торжественных концертов, банкетов, стоящих сумасшедших бюджетов. Нужно работать, а не фейерверки устраивать.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Анжела Якубовская
Анжела Якубовская — журналист, сценарист, корреспондент, автор Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *