Автор grigory_r

«Копипаст» сюжетов стал серьезной проблемой кинематографа

«Копипаст» сюжетов стал серьезной проблемой кинематографа
«Копипаст» сюжетов стал серьезной проблемой кинематографа

Римейки стали обычным делом, как в музыке, так и кинематографе. Однако за последние годы их использование приобрело угрожающие масштабы. В Голливуде, кажется, уже давно не генерируют новых сценариев, а переснимают фильмы по сюжетам хорошо забытых старых лент. Увы, это область, где мы давно имеем все шансы догнать, и перегнать Америку.

В перестроечные времена всех удивили фильмы «Асса», «Дорогая Елена Сергеевна», «Маленькая Вера». И не только художественными достоинствами, которых, благодаря прекрасной работе актеров и режиссеров, отказать им было трудно. Увы, эти фильмы, которые должны были открыть нам глаза на «общество, в котором мы живем», а эту роль выполнить не смогли. Более того, они были явно не про нас и не о нас.

В то время как художникам следовало бы отразить в своем искусстве реальные недостатки советского строя, никто в тот момент почему-то даже не попытался это сделать. Более того, вместо выражения художественной правды, которая тогда был так нужна обществу, кинематографисты почему-то начали отказываться от таких вещей, как реализм и типизация.

Времена, к которым относится сюжет «Ассы» - середина 1980-х годов. И именно поэтому поразила советских зрителей – и до сих пор поражает людей, помнящих советские законы – сцена, в которой Бананан вопреки требованию Крымова отказывается уехать из Ялты. «Почему я должен уехать из города, где я родился?» - с пафосом спрашивает он. Советский гражданин должен был сказать совершенно другое: «Я же в этом городе прописан! В любом другом я стану бомжом!» Или, если проще: «Ты что, с дуба рухнул, дядя? Куда я поеду?» И реальный Крымов тоже должен был вручить Бананану, скажем, путевку на БАМ или каким-нибудь иным способом устроить на работу в другом городе.

Далее, непонятно, как и почему интеллигентная девушка Алика стала подругой мафиози. Неясно и то, где она учится и работает. Если нигде, то опять же возникает вопрос - почему и зачем она совершает уголовное преступление (тунеядство) без необходимости, тем более явно обладая высоким интеллектом и уровнем культуры. И почему она не может уйти от Крымова, - ведь она уже в начале фильма потеряла к нему интерес? У Алики есть мама, с которой она перезванивается (интересно, что она ей объясняет), квартира, она молода, здорова и вполне может себя содержать. В общем, сама тема и проблема явно "слизана" с аналогичных американских фильмов - у нас этого попросту не могло быть.

В обычно американском фильме нежелание девушки уйти от подобравшего ее бандита объясняется просто. В такую ситуацию обычно попадает юная проститутка. Пожилой мужчина (бандит, бизнесмен либо и то, и другое) предлагает ей постоянные отношения и тем самым защищает от проблем и опасностей ее работы.

Девушка обычно не может найти никакой работы, кроме работы проститутки, поскольку не имеет ни образования, ни нормальной профессии. Она очень зависима. Поэтому, когда такая героиня влюбляется в бедного, но положительного молодого человека, - скажем, в музыканта (как в "Ассе"), она не может к нему уйти - об этом нет и речи.

Постоянный поклонник красотки, естественно, расправляется с соперником. Узнав об этом преступлении, в СССР девушка могла бы просто позвонить в милицию, и Крымова попросту бы забрали и надолго посадили. Но в США - а теперь и у нас - другие порядки. Мафиози может без проблем откупиться от полиции, а потом отомстить сдавшей его возлюбленной – или, в лучшем случае, как ни в чем ни бывало продолжить с ней отношения. Поэтому здесь естественен самосуд - что в фильме и предпринимает героиня. Так где же критика суровой советской действительности?

Еще один популярный перестроечный фильм "Такси-блюз" определенно описывает все, что угодно, только не СССР. Даже характеры какие-то совсем несоветские - оба героя больше походят не на традиционно эмоциональных россиян, а на «холодных» представителей западноевропейского пролетариата – то ли шведов, то ли финнов. А сюжет еще менее правдив, чем в «Ассе».

Водитель такси почему-то простоял под окном друзей пьяного музыканта, попросившего его подождать, всю ночь. И якобы жутко «попал» на деньги. Но, во-первых, даже по современным меркам, полная оплата этой ночи не разорила бы таксиста - а по тогдашним, уж тем более.

Во-вторых, руководство таксопарка советских времен, по-видимому, поняло бы и простило своего работника. И ему не понадобилось отбирать у музыканта дорогой саксофон - между прочим, совершать серьезное уголовное преступление, а также портить музыканту карьеру. А музыкант, в свою очередь, не стал

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Двенадцать".
бы смиряться с ситуацией - и обратился бы в милицию. И там разобрались бы, помимо прочего, еще и в том, кто должен платить за задержку таксиста. Откуда уважаемый режиссер Лунгин взял такой сюжет, остается тайной. Неужели и вправду видел такое в окружающей его жизни?

Трудно сказать, был ли римейком фильм Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна». Но, поскольку западные коллеги от наших сценаристов не отстают, сравнительно недавно у него появился «двойник» на Западе. Это небезызвестный фильм 1999 года «Убить миссис Тингл». Трудно сказать, насколько он точно описывает американскую действительность – пусть об этом судят американцы. Но кажется, что и он, и фильм «Дорогая Елена Сергеевна» (опять же по причине крайней нереалистичности), кажется, списан не с советского, а какого-то западного аналога. Вполне вероятно, что оба фильма имеют общий источник.

Остановимся на самом последнем фильме из этого ряда – весьма успешном и удачном фильме Никиты Михалкова «Двенадцать». К сожалению, там с самых первых минут стали очевидны «штампы» западного кино, позволяющие предположить частичное или полное заимствование каких-то элементов сюжета.

Напомним, 12 присяжных собираются в спешке формально закрыть дело об убийстве чеченским мальчиком его русского приемного отца. Во-первых, к подобным делам у нас в стране так не подходят – наоборот, молодого человека из-за давления определенных политических сил могут скорее не обвинить понапрасну, а несправедливо оправдать. К тому же, усыновление чеченского мальчика русским спецназовцем до 2004 года было почти невозможно. И, между прочим, даже в наше время будущему усыновителю ребенка другой национальности потребовался бы суд (правда, не уголовный, а гражданский) и другие хлопоты по решению юридических проблем.

Было очевидно, что этот фильм – римейк, действие происходило в США, да еще и не сейчас, а в шестидесятые годы. Поскольку и там сейчас дело об убийстве юным афроамериканцем или мексиканцем белого приемного отца не будут закрывать, поспешив осудить обвиняемого на пожизненное заключение.

Как выяснилось, и тут «ларчик просто открывался». Фильм Михалкова оказался римейком знаменитой картины Сиднея Люмета 1957 года «Двенадцать разгневанных мужчин»

Увы, то, что «Двенадцать» - не оригинал, становится заметным сразу – и это несмотря на то, что фильм действительно удался.

И при всем при этом, очевидно, что сторонники слишком буквального следования современным законам об авторском праве, видимо, неправы. Нет никакой беды, если «чужой» сюжет привит на новую почву, укоренен на ней, и фильм выглядит реалистичным, а герои его – «живыми». Тогда все совершенно в порядке, и речи не может быть о каких-либо претензиях к людям, повторно использовавшим историю.

Но плохо, когда герои фильма ведут себя неестественно, не характерно для страны, которая является местом действия, если законы и условия жизни одной страны «назначаются» другой. В этих случаях не может помочь даже мастерство, хотя за римейки часто берутся большие таланты – как, например, авторы всех перечисленных фильмов.

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
Комментарии
На телешоу "Голос" впервые прозвучал русский мат
Беглянка из КНДР раскрыла кутежи Ким Чен Ына
В Киеве начали бить за "Слава Украине!"
На телешоу "Голос" впервые прозвучал русский мат
На телешоу "Голос" впервые прозвучал русский мат
Адвокат Учителя назвал действия Поклонской "малозаконными"
СМИ: ОБСЕ признала Крым частью России
На телешоу "Голос" впервые прозвучал русский мат
Неуязвимые ракеты Кима
Неуязвимые ракеты Кима
Дочь Ильхама Алиева делала селфи в зале ООН, пока отец говорил о Карабахе
У США и России хотят отобрать право вето в ООН
В Киеве начали бить за "Слава Украине!"
Полиция ищет равнодушного москвича, позволившего зарезать женщину
На телешоу "Голос" впервые прозвучал русский мат
На телешоу "Голос" впервые прозвучал русский мат
На телешоу "Голос" впервые прозвучал русский мат
На телешоу "Голос" впервые прозвучал русский мат
На телешоу "Голос" впервые прозвучал русский мат
На телешоу "Голос" впервые прозвучал русский мат
Дачная экономика: газ на вес золота