У кинематографа нет плохой погоды

Все успешные продюсерские проекты похожи друг на друга, каждый провалившийся проект проваливается по-своему.

Все смешалось в компании "СТС-Медиа". Вторая часть фильма Федора Бондарчука "Обитаемый остров" провалилась в прокате, а ее продюсер Александр Роднянскийв своих многочисленных интервью обвинил в этом... погоду. Дескать, весна в столичном регионе выдалась в этом году солнечная, и молодежь, вместо того чтобы протирать штаны в душных мультиплексах, устремилась на природу. А тут еще коллеги подкузьмили, Константин Эрнст возьми да и поддержи внезапно рекламную кампанию "Стиляг" с конкурирующего канала. Так что бондарчуковскому "шедевру" не дали ни вздохнуть, ни выдохнуть.

А ведь как старались ребята, делали, чтоб нам всем было хорошо, вложили почти 40 миллионов американских денег в производство, а неблагодарный зритель после первой части как отхлынул из кинотеатров... Причем, говорят, некоторые в ужасе отплевывались.

И тут возникает вопрос: в чем причина столь парадоксального процесса, когда одни мощнейшие продюсерские проекты - такие, как "Обитаемый остров", - проваливаются несмотря на все усилия, а, скажем, ничем принципиально не отличающиеся и, более того, лишенные громкого имени режиссера в титрах, внезапно "выстреливают"?

По всей видимости, загадка кроется в самой производственной модели. В конце прошлого века во все основные кино- и телепроизводственные компании пришли люди, воспитанные на американском кинематографе. Там, где они заняли ключевые посты, развернулась жесточайшая конкуренция по голливудскому принципу: кино из режиссерского стало продюсерским. Это означает, что на творческие позиции приглашаются технические специалисты, а общую концепцию и идеологию определяет группа товарищей, чьим основным принципом становится знаменитый слоган "Куй деньги, не отходя от кассы".

В начале 2000-х одним из главных проводников этой идеи стал бывший киевлянин Александр Роднянский, запустивший на канале СТС, будучи в то время его гендиректором, беспрецедентный пул сериалов американского формата – от "Моей прекрасной няни" и "Не родись красивой" до "Кадетства" и "Бедной Насти".

Поскольку кино и телевидение связаны непосредственно, в те же годы, когда зрители окучиваются миллионами серий ставшей "алмазной" для ее создателей телеклюквы, Роднянский продюсирует громкие новогодние премьеры - такие, как "Девятая рота", "Питер FM" и значительно менее успешная "Жара". Но после такого продюсерского старт-апа у Роднянского явно наметился некий системный сбой. Возможно, пролить свет на загадку продюсерских провалов поможет осознание того факта, что у Александра Роднянского в друзьях оказался режиссер Бондарчук-младший, по совершенно неведомым причинам (мало ли у кого папа мэтр советского кинематографа) признанный чуть ли не режиссером №1 современного российского кино.

Многолетний, невероятный и ничем не обоснованный пиар Федора Бондарчука сыграл с продюсером Роднянским довольно злую шутку. Если "Девятая рота" при всех явных режиссерских огрехах еще была чем-то смотрибельным и в результате беспрецедентной рекламной кампании "прокатилась" вполне удачно, то целиком продюсерский проект "Обитаемый остров", призванный заполнить лакуну в фантастическом жанре, натолкнулся на полное творческое рассогласование.

Идея была простая. Стругацкие - культовые писатели, бюджет для русского кино - просто ошеломительный, актеров наймем любых, причем за небольшие бабки. Получим на выходе блокба$тер и, как все нормальные киноворотилы, довольно потирая руки, воспользуемся зрительской наивностью и положим миллионы в кошелек. И вдруг схема не сработала, как же так?

Дело в том, что продюсер в США - это вовсе не тот, кто вначале вкладывает баксы и просто стрижет купоны, слизывая идеи у конкурентов. Неоткуда голливудским магнатам взять "форматы" - не у Роднянского же покупать (воровать). Приходится самим придумывать, выкручиваться, приобретать знания, настраиваться на творческую волну, приглашать внятных и хороших, а не просто известных режиссеров-собутыльников. В этом и есть смысл "продюсерской революции" в современном кино.

Читайте также: Страсти вокруг "Острова" .

А самое главное, в Америке "продюсерское кино" появилось на горизонте вовсе не в результате откатных схем и стремления резко и быстро обогатиться,

У кинематографа нет плохой погоды
У кинематографа нет плохой погоды
оболванив всех. Просто в последние десятилетия в США настолько бурно развивался коммерческий кинематограф, что авторов со своей концепцией стало критически мало, меняется поколение режиссеров, а спрос все растет.

Совершенно другое дело у нас. Монополию на кинорынке держат буквально три-четыре производящие компании и столько же выбившихся в первачи продюсеров, таких, как Александр Роднянский. Именно эти люди зарабатывают львиную долю денег. И, естественно, в силу заоблачного положения и малой конкуренции они уже не в состоянии оценить риски. Если сам продюсер в кино хорошо разбирается, ему не нужен режиссер, он и так понимает, чем брать "тепленького" зрителя. Например, мы и понятия не имеем, кто снимал "Адмирала", потому что его продюсер Анатолий Максимов - кинокритик по профессии.

Но в случае с "Обитаемым островом" произошла, как говорил Глеб Жеглов, "ошибка ужасная": продюсер понадеялся, что пропиаренный на более ранней стадии режиссер чуть-чуть лучше него умеет снимать кино. В результате пришлось пойти на беспрецедентный шаг - разбить проваливающийся уже на стадии монтажа фильм надвое, сделав первую серию незаконченной прелюдией ко второй, совсем уж гиблой.

И тут надо отдать должное нашему зрителю. Он не повелся на примитивную "разводку" и "недопродюсерский" проект провалился с треском. А поскольку он был также и "недорежиссерским", то эффект выразился в семизначных цифрах убытков и чуть ли не в судебных исках к создателям.

Нам же остается лишь посоветовать кинодеятелям и кинобизнесменам одно: господа, Россия пока еще в той стадии развития кинематографа, что бездумно адаптировать чужие модели нелепо. У нас было великое авторское кино. У нас нет никакого аутентичного опыта продюсерского кино. Сделайте выводы.

Если вы хотя бы немного думаете о своем месте в искусстве (что, конечно, применительно к таким каналам, как СТС, и его руководителям представляется легкой издевкой), хватит переводить бизнес-планы с английского, попробуйте хоть раз придумать что-либо свое.

Самые свежие новости читайте на главной странице .

Автор Ольга Лазарева
Ольга Лазарева — выпускающий редактор Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *