Владимир БОРТКО: "Жизнь сильнее, чем ваши размышления о морали…"

В российский прокат вышел новый фильм известного режиссера Владимира Бортко "О любви". Картина появилась на экранах кинотеатров 23 марта и сразу стала предметом дискуссий. Можно ли показывать ее молодежи? "Толстого никто не обвиняет, а на меня почему-то посыпались обвинения", - сказал в эксклюзивном интервью "Правде.Ру" Владимир Бортко.

— Владимир Владимирович, как возникла идея фильма и почему прежде чем приступить к съемкам ждали 13 лет?

— Я и сам не знаю, почему так долго ждал это кино. Сценарий был написан в 2004 году и практически остался без изменений. Были разные фильмы, которые тоже задерживались по всяким причинам, и вот спустя много лет я опять вернулся к этой идее. Не давало покоя то, что сюжет чем-то отдаленно напоминает "Анну Каренину". Мне, как и Толстому, захотелось рассказать о современном женском характере, который не хочет жить в окружении слабых мужчин. Фильм состоялся.

— Музыку написал композитор Максим Дунаевский. Вы сразу нашли музыкальное решение к фильму?

— Когда картина была смонтирована, я показал ее Дунаевскому, до этого мы никогда не работали вместе. И когда мы посмотрели первую версию картины, то одновременно поняли, что нужно что-то изменить в монтаже. Пришел новый монтажер, поработал над своей версией, и картина заиграла совершенно по-другому. Вот что значит монтажер высокого класса!

Я просил Дунаевского написать хорошую мелодию, что он, в принципе, и сделал. Но после того как доработали монтаж, он еще три раза переделывал музыку. Отказался от "сладкой" давящей киномузыки и написал только музыкальное ощущение. У главной героини, которую играла актриса Анна Чиповская, была чувственная роль, поэтому ее нельзя было забивать музыкой. Не знаю, как вам, но мне мелодия в картине очень нравится.

— Очень красиво снят Санкт-Петербург, прекрасная операторская работа, картинка завораживающая…

— Я очень люблю Санкт-Петербург, и для меня было важно показать город таким, каким я его знаю. Если вы были в Санкт-Петербурге в октябре-ноябре, то в это время нет солнца, всё в тучах… И мне хотелось, чтобы ощущение главной героини совпадало с настроением города. Сначала все хмурое, серое, потом ее чувства расцветают, и она счастлива, наступает весна. Потом мы приходим в лето, но оно питерское, холодное, и чувства у героини тоже поменялись. А потом опять холод, все застыло.

Мне хотелось идти вслед за ощущениями героини и одновременно показать бесконечно красивый и разный город. Кстати, мне уже не раз высказывали благодарность за съемки Петербурга. Он стал одним из героев фильма и придал картине особое эстетическое качество.

— Теперь позвольте от комплиментов перейти к критике… Некоторые зрители после просмотра фильма говорили о том, что не хотели бы, чтобы этот фильм посмотрела молодежь. Обоснование — фильм не пойдет на пользу.

— А что такое польза? О какой пользе идет речь? Тогда не стоит читать "Анну Каренину" и почти всю классическую литературу. Прочтите эпиграф к книге Льва Толстого: "Мне отмщение, и аз воздам". Что следует трактовать — отмщение рано или поздно все равно придет. За измену, не обязательно супружескую, а за предательство самое себя, за нарушение моральных устоев.

— Вам не кажется, что вы предлагаете зрителю героиню сегодняшнего дня — нарцисичную и эгоистичную девушку, которая просто буквально "идет по трупам" к своему счастью. Типаж такой молодой женщины сегодня весьма востребован в обществе.

— Вы знаете, как бы вы ее ни обзывали, мне эта героиня дорога, потому что она цельная натура. Она требует к себе такого же отношения, но сама готова отдать больше. Мужчины не выдерживают тех чувств, которые она сама переживает. Она отвергает тот "договор о любви", который ей подсовывают, и просит большего. И в какой-то момент ей кажется, что она нашла равного по чувствам партнера. Но и тот не способен любить, как она.

Мы показывали фильм разной аудитории, и, как ни странно, большинство мужчин было на стороне главной героини, а все женщины обозвали ее стервой. Но я, как человеку, который в свое время по-настоящему любил (не знаю, как у вас с этим чувством сложилось в жизни), могу сказать одно: когда человек влюблен, он не способен думать о последствиях.

— Насколько вы не любите, когда с вами спорят на площадке?

— Я передаю свои мысли актеру и прошу исполнить так, как это вижу. Если он соглашается, съемки получаются. Если нет — съемки не получаются.

Есть такая фраза (я люблю ее повторять): "Мелодия написана композитором, а исполняют ее музыканты". И исполнять мелодию можно на разных инструментах, можно на скрипке Страдивари, а можно на скрипке пятой мебельной фабрики. Музыка вроде бы одна и та же, но звук совершенно другой. Поэтому когда мне предлагают разные варианты, я что-то беру, что-то отвергаю. У меня жесткий режиссерский выверенный рисунок, который я прошу соблюдать.

Тем не менее, я рад, что удалось поработать с этими молодыми актерами.

— Критики отмечают, что в вашей картине нет положительных героев. А сами вы как считаете?

— У нас есть прекрасный положительный образ, который сыграла Маша Миронова. Она ведет себя как настоящая интеллигентная женщина, которая не хочет жить с мужем-обманщиком. Она не терпит обман — ни ради денег, ни ради комфорта, ни ради житейских благ. Она ведет себя так, как ведет себя большинство русских женщин, не терпящих измены и лжи. В крови наших замечательных женщин — чистота и порядочность.

Вообще, жизнь — такая сложная и многообразная штука, что никто вам не сможет сказать, как нужно жить. Она повернет вас именно так, как нужно ей. Жизнь сильнее чем ваши размышления о морали.

Чем кончается картина? Кому в картине хорошо? Никому. Как у Толстого в "Анне Каренине". Толстого никто не обвиняет, а на меня почему-то посыпались обвинения. Простите, Бога ради, если не угодил.

— Владимир Владимирович, расскажите, пожалуйста, о вашем следующем проекте?

— Следующий фильм я буду снимать по роману писателя Александра Проханова "Убийство городов". Действие происходит в настоящее время, в 2014 году, в Москве и на Донбассе. Съемки начинаются в мае-месяце.

Для нас это новый жанр, потому что по событиям, которые происходят сегодня, в российском кинематографе снимается крайне редко. И мне видится это чрезвычайно актуальным. В Америке в порядке вещей снимать фильм после громкого события, и буквально через год после события мы уже смотрим про это.

В моем кино все персонажи имеют свои прототипы. Проханова будет играть актер Владимир Меньшой. Вторую главную роль исполнит Алексей Чадов. Он сыграет молодого журналиста, который отправился на Донбасс и увидел войну своими глазами.

Несмотря на то, что я государственник и патриот, хочу предоставить слово либеральной общественности. Пусть они выскажут всё, что думают по этому поводу.

Беседовала и подготовила к публикации Анжела Якубовская

Читайте также:

Владимир Бортко: Западу наше кино не понять

Владимир Бортко: Хохлы всегда святее Папы

Владимир Бортко: О России и присоединившихся к ней

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!


Владимир Бортко: "Неправильный разговор" про хлеб, зрелища и кино
Комментарии
Не забудьте присоединиться к "Правде.Ру" в "Telegram". Мы рады новым друзьям
Комментарии

Музыка является основой национальной идентичности. Правду говорят пословицы: "Кто играет джаз — тот Родину продаст", "Под чью дудку танцуете...". Сталин знал, что говорил. Так и получилось. Все общественные и культурные процессы в определенной степени управляемы. Об этом в интервью Pravda.Ru рассказал заслуженный артист России Бари АЛИБАСОВ.

Бари АЛИБАСОВ: "С музыкой мы потеряли нашу национальную идентичность"