14 апреля 2011 пелевинскому "Поколению "П" взойдет на российские экраны

"Бабочка сознания" порхает из России в Европу

До относительно недавнего времени считалось, что романы Пелевина экранизировать невозможно. На каком-то этапе подобная мысль посетила даже сознание режиссера Виктора Гинзбурга, но тот хладнокровно выставил ее за дверь, а чемодан с вещами выбросил в окно. Четыре года остросюжетных ожиданий, и вот - 14 апреля 2011 — "Поколению "П" суждено взойти на российские экраны.

В преддверии этого события появилась информация о "кузенском" проекте: интернациональной экранизации более раннего (1996г.) пелевинского романа под кодовым названием "Чапаев и Пустота", режиссер — Тони Пембертон. Замысел возник еще в 2009-ом, тогда "планировалось" бережное отношение к оригиналу в условиях увлекательного кокаинового трипа, а не казематов Лубянки под аккомпанемент пушек по Белому дому, кои фильм заимел в своей основе сегодня.

На звездно-полосатой почве и под немецким влиянием грядущий фильм обрел название "Мизинец Будды" (книга вышла в Европе именно под этим названием), а позже — совсем переехал в Германию, где за продюсерство взялся Карстен Штотер.

"Некоторая судорожность повествования объясняется тем, что целью написания этого текста было не создание "литературного произведения", а фиксация механических циклов сознания с целью окончательного излечения от так называемой внутренней жизни", — рассуждает герой Пелевина в "Чапаеве и Пустоте". Сложность переноса в кино-реальность творчества Пелевина состоит не столько в том, чтобы насытить кадр культурными вкусностями и размежевать сознание обывателя — Терри Гиллиам уже изобрел велосипед в жанре — сколько в создании многоэтажных диалогов, чтобы мысли об алхимическом браке с западом/востоком не выглядели отрывками диссертаций по "грузологии".

Читайте также: Сколько мнений, столько и Остапов

Практически невозможно синтезировать книжную действительность, будь то стан красноармейцев (как в Чапаеве), или чеченский подряд и Петербург Достоевского с "голосом за кадром" (как в более позднем пелевинском романе "Т"), поскольку встречи некоторых героев возможны лишь в сознании автора-читателя. В "Чапаеве" есть один эпизод, довольно точно отображающий это противо-речие-стояние, когда на концерте после выступления чревовещателя, имитирующего речь пятой точкой, Петр Пустота читает стихотворение про "бабочку сознания из ниоткуда в никуда" и диалектику переходного периода. Как будут делать то же самое на четыре миллиона долларов? Вопрос открыт.

Фото: AP

Впрочем, окончательный бюджет ленты будет утвержден в апреле этого года. Пока же ведется кастинг, а агенты разведывают подходящие для съемок ландшафты. Петьку доверено сыграть молодому британцу Руперту Френду, известному своими работами в "Гордости и Предубеждении" режиссера Джо Райта (роль мистера Уикхема) и "Мальчик в полосатой пижаме" (роль лейтенанта Котлера). Думается, не прогадали.

В производстве "Чапаева" оказались замешаны три страны: Германия (большая часть съемок пройдет там), Канада, Россия. Кинематографические работы на родине текста хороши тем, что в некоторых местах можно снимать фильмы о восстании Пугачева без реконструкций, плюс сценарий не обойдется без московских достопримечательностей — не очень обязательных для смыслового понимания, но для тур-программы европейцев — весьма подходящих. Канада посулила одолжить оборудование для снятия метафизического Урала и пару пейзажей на ту же тему.

Грядущий фильм о славных похождениях красного командира со товарищи — не первая визуализация пелевинского текста. В продюсерском центре "Новый театр" шестой сезон идет с аншлагом одноименный спектакль; в главных ролях Михаил Ефремов (кстати, сыграл Леонида Азадовского в "Поколении "П") и Михаил Полицеймако. Театр как род искусства, кажется еще более абсурдным средством для несения в массы подобных текстов, но благодаря умному и тонкому подходу режиссера, чувственной и точной игре актеров — зрелище превращается в ядерный фарс "красных" мундиров и белых халатов.

Сравнивать кино и театр, конечно, можно лишь при наличии справки из соответствующего места. Но в порядке эксперимента все же попробуем: кино дает режиссеру свободу не дозировано и часто, он захлебывается ею как та мышка, упавшая в молоко. Чтобы взбить масло, придется стереть лапки в кровь.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Михаил Фомин
Михаил Фомин — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить