Автор angelina_f

"Трудно быть богом" - две экранизации знаменитой повести

"Трудно быть богом" - две экранизации знаменитой повести

После 8 лет съемок черно-белый фильм Алексея Германа «Трудно быть богом» наконец-то выходит на экраны. Однако, по словам автора, он вряд ли будет строго следовать авторской сюжетной линии. В ответ на вопрос читателей о сходстве между книгой и фильмом, Алексей Герман попросту рекомендовал им «почитать роман».

По его словам, сценарий отличается от книги не только по деталям, но и по замыслу. На Земле будет также страшно, как и в Арканаре – только по-другому. И Румате по сути некуда будет возвращаться из арканарского ужаса – у него на родине примерно то же, только технологический уровень выше.

Предыдущая экранизация повести «Трудно быть богом» 1989 года (режиссер Питер Фляйшман) была непохожа ни на один западный или советский фильм, - при том, что картина была создана международным коллективом с участием немцев, поляков, швейцарцев, и, конечно же, наших соотечественников.

А затем этот фильм начали хором обзывать «боевиком» и «фильмом, основанном на идее мести» - и все это, разумеется, не было правдой. Хотя критика такого рода за годы съемок версии Алексея Германа почему-то участилась.

В фильме Фляйшмана главный герой фильма, космонавт и ученый Румата (Эдвард Зентара) прилетел на планету, почти точно повторяющую Землю времен средневековья. И тут же оказывается свидетелем смерти другого землянина, ставшего жертвой коварного заговора. Для него подобные вещи тяжелы и непривычны.

Как и в книге Стругацких, в фильме подразумевается, что на родине Руматы (на самом деле его зовут Антон) давно общество «разума и братства». Однако жители Земли хотят понять мир средневековья, чтобы лучше разобраться в собственной истории и самих себе.

Создателям фильма удалось показать светлых, чистых людей Земли будущего - и такими же они описаны и у Стругацких. У тех, кто живет в Мире Полудня, совсем не такая мораль, как на Арканаре, и, увы, на нашей нынешней Земле. Они не следуют принципу «человек человеку - волк». И в связи с этим эксперимент оказывается для них чересчур тяжелым и даже опасным.

Участники экспедиции втягиваются в дружеские отношения с арканарцами, и даже заводят любовные отношения с женщинами этой планеты. И понимает, что не могут терпеть страдания и гибель таких же людей, как они.

И вот что самое главное – земляне чувствуют, что подхватывают привычки и проблемы арканарцев, привыкают к и образу жизни. И понимают – либо они активно вмешаются в жизнь иной планеты – от чего они отказались с самого начала – либо им нужно будет ее покинуть. И в конце концов они останавливаются именно на этом решении.

В 1989 году фильм «Трудно быть богом» вышел с рядом других блестящих достижений отечественной фантастики, среди которой были «Кин-дза-дза» и «Город Зеро». Он был одним из последних художественных достижений советской эпохи – и при этом, в отличие от упомянутых фильмов, был создан на стыке культур.

В отличие от западных фильмов подобного рода, по традиции, принятой в еще существовавшем тогда СССР и Франции, были разработаны все характеры – даже самые эпизодические.

В фильме практически не было проходных персонажей, из тех, которые, как в большинстве подобных американских фильмов, погибают тысячами, не оставляя в душе зрителей никакого следа и не вызывая ни малейшего сочувствия.

Создателям фильма «Трудно быть богом» 1989 года удалось добиться того, что зритель переживает за каждого персонажа. Он понимает состояние Руматы – и вместе с ним все время боится потерять тех, с кем только что познакомился.

В средневековом обществе смерть – дело обычное, и людей всегда гибнет слишком много. Здесь и постоянные войны, и произвол. Закон и правила не действуют. Человек порой сам не знает, от чьей руки ему предстоит принять смерть. И поэтому Румате приходится привыкать к потерям.

И он, и зритель мучительно остро переживает каждую смерть – не только Пампы, погибающего уже в финале фильма, но и Оканы, к которой герой повести не испытывает особой симпатии. И уже для того, чтобы, как говорится, не «пережать», сценаристы щадят Киру, возблюбленную Руматы, которая в книге Стругацких погибает. Но Румате все равно придется навсегда с ней расстаться.

И, как оказалось, авторы фильма, в числе которых были и не особо его оценившие его авторы повести, сумели достичь художественного предвидения. Сумели снять фильм-предупреждение о том, что впоследствии произошло не только в Советском Союзе, но и в западном мире.

От контакта со средневековьем, как извне, так и изнутри своего общества - западные цивилизации «заразились», и

"Трудно быть богом" - две экранизации знаменитой повести
начали терять свою силу, свой разум, свой гуманизм. И это коснулось как Советского Союза, так и Соединенных Штатов.

И поэтому автор новой экранизации повести «Трудно быть богом» Алексей Герман , в отличие от Фляйшмана - между прочим, жителя Запада, - относится к развитию всего человечества пессимистически, и не допускает, что нам предстоит хоть какая-то эволюция, хоть какой-то прогресс.

Любопытно, что эту тенденцию людей, живущих при капиталистическом обществе, подметили сами Стругацкие в повести «Понедельник начинается в субботу». Его герой, Саша Привалов, попал в описываемое будущее – то есть, мир фантастических романов и утопий, - и обнаружил, что там есть два совершенно различных мира – мир гуманного воображения и мир страха перед будущим. Они разделены Железной Стеной.

Говорят, что в одной из работ какого-то малоизвестного современного писателя, попытавшийся (не знаю, насколько успешно) продолжить сюжетную линию повестей «Понедельник начинается в субботу» и «Сказки о Тройке», герой вновь отправился в описываемое будущее. И обнаружил, что Стена разрушена, и теперь мира гуманного воображения не существует – остается лишь мир страха перед будущим.

И корни этого страха очень легко понять. Определенная, наиболее реакционная часть капиталистического мира считает любой прогресс грехом. В романе Луи Ловеля и Жака Бержье «Утро магов» говорится, что грех - это вовсе не насилие и зло. Нет. Настоящий грех – это если животные заговорят с нами человеческими голосами и «розы начнут петь».

Но кому в мире станет плохо оттого, что розы запоют? Особенно, если их песни будут приятными для слуха? В повести советского фантаста Ариадны Громовой «Мы с тобой одной крови» показан кот, научившийся говорить – и это мило, забавно и совсем не страшно.

Однако эти невинные признаки прогресса, эти безопасные изменения считается грехами, большими, чем жестокое убийство, насилие, предательство. В своей повести «Трудно быть богом» Стругацкие прекрасно описали, откуда исходят силы, борющиеся с прогрессом, и зачем они называют такое явное и очевидное добро злом.

Капитализм начинался с революций – и в том числе, революций в культуре. Литература, музыка в Европе нового времени поднялись на невероятную высоту, которой, возможно, никогда прежде не было в Европе.

Здесь был и Бах, и блистательная английская поэзия, и французская литература, и немецкая философия. А также, разумеется, наука. Все это было грехом – и вызывало соответствующее отношение реакционной части общества.

Однако, несмотря на это капиталистическое общество и позже не раз радовало нас выдающимися произведениями искусства, в том числе – социальными утопиями, а также достижениями науки.

Но однажды наступил момент, когда оно начало постепенно, но неуклонно превращаться в мракобесное общество Арканара. Возможно, именно потому, что на Западе - а теперь и у нас - заговорили о том, что нынешнее общество - со всеми болезнями, проблемами, экономическими кризисами - больше никак не должно меняться.

И именно в этот момент рухнула Железная Стена – и наши писатели и режиссеры, следом за западными фантастами, начали размещать в будущем не разумное, действительно достойное людей общество (вспомните только «Люди как боги» Уэллса), а технологически оснащенное средневековье.

Однако, наверное, это все-таки ненадолго. Даже средний человек видит тысячи путей развития, улучшения общества, - такого, какое оно есть сейчас. И наверняка будут намечены новые планы его развития – и первыми, кто укажут нам путь к прогрессу, кто создаст великую мечту, как всегда, будут люди искусства – и, в частности, наиболее талантливые писатели и режиссеры.

Читайте еще в разделе "Культура".

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Жителям ФРГ предлагают избрать канцлером президента РФ. Плакаты с таким призывом появились у Рейхстага перед выборами в бундестаг. Что думают об этом немцы?

Выбор всегда есть: немцы хотят заменить Меркель Путиным
Комментарии
Уфологи предсказывают массовое нашествие НЛО на Землю
Палестинский Нострадамус предрек США страшную гибель
Палестинский Нострадамус предрек США страшную гибель
На телешоу "Голос" впервые прозвучал русский мат
Палестинский Нострадамус предрек США страшную гибель
КНДР пригрозила США неизбежным ядерным ударом
Уфологи предсказывают массовое нашествие НЛО на Землю
Выбор всегда есть: немцы хотят заменить Меркель Путиным
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
США в сговоре с ИГИЛ: боевики Сирии хотят превратить Дейр-эз-Зор в неприступный бастион
Неуязвимые ракеты Кима
На учениях "Запад-2017" Россия применила реактивные танки
На учениях "Запад-2017" Россия применила реактивные танки
Три типа матерщинников: кто по-настоящему опасен?
Путин обратился к участникам и гостям фестиваля "Вся Россия-2017" с приветствием
Владимир Путин: "Нам нужен свой региональный самолет"
Палестинский Нострадамус предрек США страшную гибель
На Мексику надвигается ураган "Пилар"
Провинциальной учительнице дали условный срок за совращение восьмиклассника
Палестинский Нострадамус предрек США страшную гибель
"Выкорчевать заразу": Каспаров поставил России условие