Фильм "Неуловимые мстители" - всего лишь римейк

"Если снова над миром грянет гром…"

В 1967 на экраны страны вышел легендарный, любимый несколькими поколениями зрителей фильм "Неуловимые мстители". Он был снят по теперь уже почти забытой повести Павла Бляхина "Красные дьяволята". Мало кто знает, но это была уже вторая экранизация захватывающей приключенческой истории. Впервые фильм по этой книге появился в 1923 году.

Несмотря на некоторую предвзятость и поверхностность, повесть и фильм захватывают. Они созданы в лучших традициях приключенческого направления.

Фильм "Красные дьяволята" — немой. Он был снят в Грузии режиссером Иваном Перестиани. Сперва лента была двухсерийной, затем обе серии объединили в одну. Во время Отечественной войны фильм был озвучен.

Действие происходит на Украине и в Прикрымье в годы гражданской войны. Три героя — три разведчика Первой Конной армии — Миша, Дуняша (его сестра) и уличный акробат Том Джексон (в книге — китаец Ю-Ю, но поскольку у СССР на тот момент были напряженные отношения с Китаем, решили китайца заменить на чернокожего персонажа). Миша, как многие в его возрасте, увлечен произведениями Фенимора Купера — благородство индейцев и лживость белых англичан будили в душе юноши страсть к справедливости. А Дуняша в восторге от "Овода" — растоптанная любовь, предательство, разочарование и мужество также рождают стремление бороться за правду.

После нападения батьки Махно на поселок железнодорожников, где живут брат и сестра, ребята становятся сиротами. Бандиты убивают их отца. Миша и Дуняша, горя желанием отомстить, на свой страх и риск решают создать небольшой отряд и вести партизанскую войну. Вскоре к ним присоединяется акробат Том, отставший от цирка.

Фильм — череда приключений: разнообразных, правдоподобных и не очень. Благородные романтики ведут борьбу с очень глупыми и часто смешными врагами. Нестор Махно в фильме — злобный, угрюмый и лохматый карлик в темных очках. Этот образ надолго войдет в советский кинематограф. Другие персонажи такие же неприглядные. Вечно пьяный недалекий писарь. Австрийский офицер, исполняющий должность палача. Алчный спекулянт Гарбузенко, сопровождающий банду и скупающий награбленное за бесценок.

Читайте также: Умер Данька из "Неуловимых мстителей"

Находчивость, отвага и благородство ребят противопоставляется жестокости и тупости врагов. Разведчики разоружают целый отряд бандитов, вступают в рукопашный бой с превосходящими силами махновцев, нападают на жадного спекулянта, который возвращается с базара. Проникают в логово самого батьки Махно и берут его в плен — этот эпизод не совпадает с тем, как развивается сюжет повести Бляхина. По книге, Махно засунули в мешок и в таком виде доставили в штаб Буденного.

Исполнители главных ролей были цирковыми артистами, поэтому они сами проделывали головокружительные трюки. Разведчика Мишу играл Паша Есиковский из старой цирковой династии: его братья были хозяевами цирка. Сам Павел был акробатом и блестящим наездником. Что бывает очень редко — наездником комическим. Дуняшу сыграла София Жозеффи, которая тоже выросла в семье известных цирковых артистов. Она с детства выступала в цирке, ездила на пони, была канатоходкой, акробаткой и даже клоуном. Акробата Тома сыграл опять-таки цирковой актер — сенегалец Кадор Бен-Саиб. С труппой марокканских прыгунов он объехал всю Европу и в 1912 году приехал в Российскую империю. Кадор был и иллюзионистом, и акробатом, и боксером, и настоящим "красным дьяволенком" — воевал в гражданскую на стороне большевиков.

Ребята переползали по канату над пропастью, бегали по крышам вагонов, прыгали с высокой скалы в море. Конечно, актерского мастерства было мало, но искренность, энтузиазм и профессионализм цирковых артистов увлекли и заворожили зрителя. Фильм пользовался потрясающим успехом — особенно у молодежи.

Софию Жозеффи называли в статьях "ангелом революции" — такое она произвела впечатление на зрителей.

Павел Бляхин, старый большевик, участник гражданской войны, начал писать очерки и рассказы с 1919 года. В 1921 году его направили на работу в Кострому, а затем — в Баку. Поезда после окончания гражданской войны ходили нерегулярно. И поэтому вместе со всей семьей Бляхин добирался до Баку месяц — вместо трех дней. Постоянно держал наготове маузер: хотя гражданская война была окончена, грабежи и налеты на поезда продолжались. Ему не раз приходилось по тревоге хвататься за оружие и выскакивать из вагона. Поезда часто останавливались — не хватало топлива. И пассажиры помогали добывать дрова и уголь, иногда выпрашивая, иногда воруя, иногда заготавливая собственными руками.

Чтобы как-то скоротать время и развлечь сына, он стал писать приключенческую повесть о подростках — и сразу же читал ее вслух. А в Баку в Клубе комсомольской молодежи устроил большие чтения. Слушатели были в восторге.

В конце 1922 года повесть была издана в Баку. Это была одна из первых книг о гражданской войне, которую вся страна еще помнила. По совету друзей Павел показал книгу режиссеру Перестиани — автору первого в истории грузинского фильма. Режиссера книга вдохновила на создание "нового кино" — приключенческого.

Когда фильм вышел на экраны, на имя командарма Буденного пришли сотни писем от молодых ребят с просьбой принять их добровольцами — "красными дьяволятами". Многие просили сообщить точные адреса тройки разведчиков. В клубах появились и группы "красных дьяволят".

Другие же напротив, считали что приключения и подвиги не под силу 16-летним. Писатель же ссылался на то, что встречался с такими героями во время гражданской. И лично видел многие подвиги. Хотя не отрицал, что в повести "есть элементы некоторой фантастики и преувеличений, но они выражают настроение нашей молодежи…".

Идеализация положительных героев и утрирование отрицательных не нарушают жизненную правду фильма. Это приемы гиперболизации характеров. По жанру, темпу и ритму "Красные дьяволята" — вестерн. Но вестерну было далеко до таких идеалов и такой бескорыстности. Ни в какой другой стране в то время невозможно было создать такой сюжет и такие образы. Их создала сама жизнь.

Многие пытались повторить триумф "Красных дьяволят" — в том числе и сам режиссер. Но в этих фильмах не было задора и искренности — поэтому они не смогли "зажечь" публику. Поскольку все стремились повторить сюжет и характеры. А копирование рождает штампы, которые быть интересными уже не могут.

"Красные дьяволята" — первый советский фильм, сочетающий несочетаемое: правду и вымысел, мечту и реальность, жизнь и романтику. Его знали наизусть — и, однажды увидев, смотрели снова и снова. Во время Великой Отечественной войны фильм озвучили. К сожалению, звуковой вариант найти сейчас трудно.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Любовь Ермакова
Любовь Ермакова
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *