«Потемкин» после реставрации

В рамках Фестиваля немецкого кино в концертном зале Мариинского театра прошла премьера киноленты Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин». Фильм впервые показали под оригинальную музыку Эдмунда Майзеля.

Признанный лучшим фильмом всех времен и народов, «Броненосец Потёмкин» продолжает до сих пор оставаться культовым произведением отечественной и мировой киноклассики. Культовым, но уже очень старым.

В 2005 году «Броненосец Потемкин" был отреставрирован под руководством Deutsche Kinemathek и поддержке Bundesarchiv-Filmarchiv (Берлин), British Film Institute (Лондон), Госфильмофонда и Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ, Москва).

Реставрация картины позволила восстановить ранее утраченные кадры и промежуточные титры. Так, например, восстановлены и оригинальные слова Троцкого в прологе фильма (в поздних изданиях они были заменены на слова Ленина). Но – самое главное - была найдена и заново записана музыка немецкого композитора Эдмунда Майзеля, созданная при участии и под творческим контролем режиссера Сергея Эйзенштейна.

Музыка Майзеля насыщена симфоническим развитием и образно соответствует сюжетной драматургии картины. В 30-ые годы цензорам многих стран эта музыка казалась даже более взрывной и революционной, чем сам фильм Эйзенштейна. Из-за этого фильм к показу допускали, а вот музыка была запрещена.

Главной идеей своей киномузыки композитор считал шумы. Он стремился соединить реальные звучания с музыкой таким образом, чтобы привести их к некоему ритмическому единству. Для своих экспериментов Эдмунд Майзель даже сконструировал специальную «шумовую машину», а в 1928 году записал первую «шумовую пластинку». Кстати, подобные искания проходили и в СССР, где еще в начале 20-х были исполнена «Симфония гудков» Арсения Аврамова, а также знаменитая оркестровая пьеса «Завод» Александра Мосолова.

Немецкий Культурный центр им. Гёте представил петербургскому зрителю новую версию фильма «Броненосец Потёмкин» в сопровождении симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Хельмута Имига. Именно этот немецкий дирижёр, который вместе с оркестрами Мюнхенского и Саарбрюккенского радио, а также с оркестром кинематографии Бабельсберга часто проводит просветительские концерты, аранжировал музыку Майзеля в нынешней реконструкции авторской версии «Броненосца «Потёмкина».

Оркестр Мариинского театра звучит лапидарно и угрожающе, вызывая непреходящий ужас от трагических, кровавых сцен фильма. Синтез видеоряда и звучащего оркестра завораживает зрителя, не позволяя ни на секунду расслабиться.

Читайте еще в разделе "Культура".

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить